Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший

+7 495 363 47 61 (многоканальный)

Контактная информация 

Обзор изменений налогового законодательства на 2015 год

22 апреля 2015 г.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

1.        Непредставление в налоговый орган квитанции может повлечь приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке.

С 01 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять в налоговую инспекцию декларации (расчеты) в электронной форме, введена новая обязанность. Теперь такие налогоплательщики обязаны в электронной форме отправить в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий. Такими документами могут быть, например, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган и т.п. Квитанцию необходимо направить в налоговый орган в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Обратите внимание, что за невыполнение данной обязанности установлено суровое наказание, а именно: непредставление квитанции может служить основанием для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и приостановлении переводов электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

 

2.       Налогоплательщики НДС освобождены от обязанности вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

С 01 января 2015 налогоплательщики НДС не должны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3 ст. 169 НК РФ). Данное изменение направлено на сокращение избыточного документооборота, поскольку отражаемая в журналах информация дублировалась в книге покупок и книге продаж. Обязанность по ведению указанных книг сохраняется.

Обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур сохранена для посредников, экспедиторов и застройщиков, в том числе, если они освобождены от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками НДС.

 

3.        Изменен срок уплаты НДС и срок подачи налоговой декларации по НДС.

С 01 января 2015 г. установлен новый срок представления декларации по НДС - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Напомним, ранее отчетность по указанному налогу необходимо было подать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции, действующей до 01 января 2015 г.).

Продлен также срок уплаты НДС. Теперь по общему правилу налог перечисляется в бюджет равными долями не позднее 25-го (а не 20-го, как ранее) числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

В связи с тем, что изменения в ст. 174 НК РФ вступили в силу с 01 января 2015 г., после этой даты представлять декларацию по НДС, а также перечислять налог в бюджет (в том числе по итогам IV квартала 2014 г.) необходимо исходя из новых сроков (Письмо Минфина России от 25.12.2014 N 03-07-15/67246).

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

1.        Изменен порядок учета процентов по долговым обязательствам

 

По общему правилу с 1 января 2015 г. проценты по долговым обязательствам любого вида признаются доходом (расходом) исходя из фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Исключена норма, устанавливающая возможность признания процентных расходов, исходя из фактической ставки только в случае, если начисленные проценты существенно (более, чем на 20%) не отклоняются от среднего уровня процентов по сопоставимым сделкам, совершенным в том же квартале.

Однако по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой, налогоплательщик вправе признавать доходы и расходы, только если они находятся в коридоре предельных значений, предусмотренных  пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.

 

2.       Вводится порядок налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами.

С 01 января 2015 в НК РФ внесены изменения, касающиеся налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).

Суть налогообложения КИК заключается в том, что контролирующее лицо КИК (налоговый резидент РФ (физическое или юридическое лицо) должен будет уплачивать в РФ налог на нераспределенную прибыль подконтрольных ему оффшорных организаций и структур, не выплачивающих дивиденды.

Прибыль КИК, подлежащая налогообложению в соответствии с НК РФ, уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который такой компании составляется финансовая отчетность.

Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет либо более 25%, либо более 10% (если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50%).

Контролирующим лицом может быть также признано лицо, не отвечающее указанным признакам, но фактически осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ).

В 2015 году облагаться налогом на прибыль будет прибыль контролируемых иностранных компаний, если она составила более 50 млн. рублей за год.

Вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролируемыми лицами.

Введена также ответственность за невыполнение обязанностей по уведомлению (ст. 129.6 НК РФ).

Нововведением также является возможность признания иностранных организаций налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами для целей НК РФ признаются следующие организации:

1) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;

2) иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

Признание иностранной организации налоговым резидентом РФ приводит к обязанности исчисления ею налога на прибыль со всего полученного дохода. То есть иностранная компания должна рассчитать налогооблагаемую базу по правилам гл. 25 НК РФ и уплатить налог на прибыль в бюджет Российской Федерации.

 

3.       Доход от реализации полученного безвозмездно имущества теперь можно уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения.

Соответствующие изменения внесены в абз.2 п. 2 ст. 254 НК РФ, применяемый совместно с положениями пп.2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

В связи с внесенными изменениями разрешилась спорная ситуация, которая связана с  возможностью уменьшения дохода от реализации имущества, полученного безвозмездно.

Напомним, ранее фискальные органы давали разъяснения, согласно которым стоимость безвозмездно полученного имущества не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина РФ от 26.09.2011 N 03-03-06/1/59 Письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.03.2011 N 16-15/020443@, Письмо Минфина РФ от 19.01.2006 N03-03-04/1/44).

Однако теперь спорная ситуация разрешилась на законодательном уровне в пользу налогоплательщиков, которым предоставлено право уменьшить доход от реализации полученного безвозмездно имущества на рыночную стоимость такого имущества, если при безвозмездном получении имущества налогоплательщик исчислил доходы по рыночной стоимости, как того требуют положения п.8 ст. 250 НК РФ.

 

4.       Российские организации, не удержавшие в 2015 году налог на прибыль при выплате дивидендов, могут быть привлечены к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Российские организации, выплачивающие дивиденды своим акционерам (российским организациям) обязаны в 2015 г. удерживать с выплачиваемых сумм налог на прибыль.

Аналогичная обязанность существовала и в 2014 году. Однако в 2014 многие российские организации, выплачивающие дивиденды, действуя по инерции, налог не удерживали, учитывая что в 2014 государство освободило их как налоговых агентов от ответственности по ст. 123 НК РФ.

Однако в 2015 году удерживать налог все же придется. Ранее действовавшее освобождение от ответственности в 2015 году перестает действовать. В этой связи российские организации, выплачивающие дивиденды, если ими не был удержан налог на прибыль, могут быть привлечены к ответственности по ст. 123 НК РФ на общих основаниях с другими налоговыми агентами в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет.


НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1.     В 2015 году изменились категории объектов, в отношении которых налогоплательщики в городе Москве должны платить налог исходя из кадастровой стоимости.

 

С 01.01.2015 в Москве налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), общей площадью свыше 3000 кв. м. (в 2014 г. было - свыше 5000 кв. м).

С 01.01.2015 в Москве налоговая база определяется как кадастровая стоимость также в отношении:

1) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Напомним, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении указанных объектов только при условии, что они включены в специальный перечень, утвержденный Правительством Москвы на соответствующий год.

Так же, как и в 2014 году, налоговая база определяется как кадастровая стоимость еще и в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

 

ТОРГОВЫЙ СБОР

 

1.        Субъекты РФ получили право устанавливать на своей территории торговый сбор, взимаемый с лиц, осуществляющих торговую деятельность.

 

С 1 января 2015 г. торговый сбор уплачивается, если принят и введен в действие нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования (закон города федерального значения), устанавливающий уплату такого сбора.

В городе Москве взимание торгового сбора установлено с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе»).

Виды торговой деятельности, в отношении которых устанавливается взимание торгового сбора в городе Москве:

- торговля через объекты стационарной торговой сети,

- торговля через объекты нестационарной торговой сети,

- развозная и разносная розничная торговля,

- организация розничных рынков.

Ставка торгового сбора дифференцируется в зависимости от конкретного района и административного округа, в котором осуществляется торговая деятельность. 

При возникновении объекта обложения торговым сбором организации и индивидуальные предприниматели должны направить в инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщиков сбора (ст. 416 НК РФ).

Следует обратить внимание, что осуществление торговой деятельности без направления уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Николай Брынь, заместитель начальника отдела      налогового права, член палаты налоговых консультантов.


Возврат к списку событий

1111