Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший

+7 495 363 47 61 (многоканальный)

Контактная информация 

Власть и 6% в ЖКХ

7 марта 2013 г.

В связи с получившим широкий общественный резонанс выступлением Президента о сдерживании роста тарифов в ЖКХ и недопустимости их роста не более, чем на 6% в год нельзя остаться в стороне от обсуждения столь насущной для фактически каждого гражданина России темы.

Освещая данную тему стоит отметить, что, во-первых, наибольшую долю затрат в тарифах занимают энергоносители (топливо, электроэнергия), заработная плата с отчислениями на социальные нужды, амортизационные отчисления и ремонтная программа.

Опираясь на свой колоссальный опыт и постоянно проводимый анализ рынка ТЭК, специалисты и аналитики нашей компании отмечают, что в своем большинстве органы регулирования тарифов и так устанавливают тарифы в соответствии с придельными индексами повышения цен на услуги ЖКХ. При этом, ежегодный рост цен на газ в среднем составляет 15%, что в свою очередь ведет к росту цен на электроэнергию (затраты на топливо при производстве электроэнергии составляют до 60%), на водоснабжение (затраты на электроэнергию составляют до 30%), на водоотведение (затраты на энергоносители в тарифе составляют до 25%), на теплоснабжение (затраты на энергоносители составляют в тарифе до 60%).

Сложившаяся на текущий момент ситуация в стране показывает, что факторов для роста тарифов предостаточно, однако, сейчас ограничение роста тарифов производится не экономическими, а административными методами (предельные индексы, указания руководства страны: «трава зеленеть», «тарифы расти на 6%»).

Очевидно, что регулирующие органы в подавляющем большинстве не ослушаются и рост тарифов не будет превышать 6%. В таком случае возникает резонный вопрос: за счет каких статей в тарифе будет происходить сдерживание тарифного роста?

Не секрет, что подавляющее большинство потребителей услуг сферы ЖКХ имеют обоснованные претензии к качеству оказываемых услуг. Также не вызывает удивления, что в стране, где преобладают не рыночные (непрозрачные) методы регулирования тарифов в ЖКХ у инвесторов отсутствует интерес и желание вкладывать деньги в сферу ЖКХ. В результате всех этих факторов мы получаем ситуацию (отсутствие инвесторов и необходимого финансирования ремонтных программ), которая просто физически не позволяет предприятиям поддерживать приемлемый уровень качества оказываемых услуг.

Забота о населении безусловно необходима, но не является ли данная ситуация своеобразным «Дамокловым мечем» ЖКХ? Не слишком ли большая плата последует?

Если сдерживание роста тарифов административными методами преследует единственную цель – социальная защита населения, следовательно, необходимо вводить новые источники финансирования ЖКХ, например, дотации из бюджета. В противном случае, в недалеком будущем нас ожидает еще большее ухудшение ситуации с качеством оказываемых услуг в ЖКХ, а возможно и его полное отсутствие.

Проблема в том, что как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти неоднократно отмечали как одну из основных проблем - износ основных фондов в ЖКХ до 80% и все прекрасно понимают, к чему это может привести.

Предельные индексы и административные (не экономические) методы регулирования тарифов, можно сказать, поставили жирный крест на модернизации основных фондов в ЖКХ как за счет тарифных источников, так и за счет привлечения инвесторов. Инвестиционные программы утверждаются только при наличии схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а финансирование разработки схем возложено на органы местного самоуправления, которые не имеют источников для их финансирования. Кроме того, инвестиционная составляющая должна включаться в тариф, который ограничен предельным индексом, а теперь еще и 6% ростом. «Замкнутый круг»?

Главный экономист ЗАО «Юрэнерго»

Исаева Т.В.; Харитонова Т. В.


Возврат к списку событий

1111