Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший

+7 495 363 47 61 (многоканальный)

Контактная информация 
Версия для печати

Отстоять вычет НДС компании помогла ссылка на конкурс

1 марта 2013 г.

Налоговики не вправе отказывать компании в вычете входного НДС из-за нарушений, допущенных ее контрагентом. Вычет подтвержден документально, он заявлен по работам, реальность которых не оспаривается. Тем более, компания выбрала подрядчика по итогам конкурса, а, значит, проявила должную осмотрительность. Благодаря такой позиции суда, компания смогла избавить себя от доначислений по НДС (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.11.12 № А10-6/2012)

Подрядчик не начислял НДС. Инспекция отказала в вычете, но не смогла опровергнуть выполнение, документальное подтверждение и оплату работ. Налогоплательщик провел конкурс по выбору контрагента. Из нескольких предложений выбрано оптимальное — спорного партнера. Значит, сделка с ним имеет деловую цель и не связана с уходом от налогов. ФАС Восточно-Сибирского округа счел это доводом в пользу вычета.

Устанавливая условия конкурса, желательно указать, что участники представляют копии свидетельств о госрегистрации и о постановке на налоговый учет. Возможен запрос других документов (выписки из ЕГРЮЛ, копии баланса и т. п.). Требуя их, устроитель проверяет потенциальных контрагентов и показывает свою осмотрительность. Так не раз сообщал арбитраж (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 01.03.10 № КА-А40/1408–10 и ФАС Поволжского округа от 03.02.11 № А12-9572/2010). Отсюда вывод: компаниям надо сохранять публикации с условиями конкурса (в том числе распечатки со своих сайтов)*. Одним из условий должен быть запрет на участие для лиц, не представивших запрашиваемые документы.

Отсутствие публикаций может свидетельствовать о фиктивности конкурса. Так сообщил ФАС Северо-Кавказского округа, принимая решение в пользу ИФНС (постановление от 13.03.12 № А63-3591/2010).В решениях, где упоминалось о проведении конкурсов или тендеров, есть и дополнительные аргументы в пользу налогоплательщиков. Арбитраж отмечал, что косвенно реальность сотрудничества показывает получение визиток работников контрагента, электронная переписка с партнером (постановление ФАС Уральского округа от 01.06.12 № Ф09-4042/12). Еще судьями учитываются пояснения руководителя контрагента, заявляющего о реальности работ (постановление ФАС Московского округа от 31.03.11 № КА-А40/2172–11). Или документация, поступающая от претендентов на заключение договора, свидетельствующая об их опыте и наличии нужных ресурсов (постановление ФАС Московского округа от 13.09.10 № КА-А40/10413–10).

Доказывая незаконность доначислений, можно ссылаться и на заочный конкурс коммерческих предложений. Допустим, организация ежемесячно запрашивает цены на приобретаемые товары, сравнивая предложения нескольких вероятных поставщиков. Это, как полагает суд, «дополнительно свидетельствует о необходимой степени осмотрительности» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.09 № А42-3204/2008).

Решения судов по похожим спорам

Нельзя сказать, что проведение конкурсов автоматически доказывает добросовестность налогоплательщика. Но информация об отборе по конкурсам и тендерам — аргумент в пользу компании. Подкрепленный другими доводами, он помогает выиграть спор. Это, к примеру, видно из постановлений ФАС Западно-Сибирского округа от 09.12.09 № А27-6016/2007, ФАС Московского округа от 29.06.11 № КА-А40/6473–11 и ФАС Уральского округа от 25.04.12 № Ф09-1857/12.