Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Версия для печати

На официальном сайте Минфин России опубликовал проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

19 июля 2011 г.

На официальном сайте Минфин России опубликовал проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период (http://www.minfin.ru/ru/).

Кроме подведения итогов налоговой политики за текущий налоговый период 2011 года, ведомство обнародовало анализ действующего уровня налоговой нагрузки в российской экономике в сопоставимости с аналогичными показателями в различных странах.

Несмотря на то, что существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, Минфин России планирует в целях поддержания сбалансированности бюджетной системы при дефиците федерального бюджета достичь постепенного увеличения доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. Следовательно, создавая благоприятный инвестиционный климат и сохраняя уровень расходов в социальной сфере, финансовое ведомство не планирует сокращать налоговую нагрузку на субъекты экономической деятельности, не составляющие часть нефтяного (сырьевого и перерабатывающего) сектора.

К мерам налоговой политики будущего периода Минфин России относит следующее:

  • повышение налоговых ставок;
  • изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов;
  • принятие мер в области налогового администрирования;
  • оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений;
  • ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом в первую очередь планируется смещение акцентов и увеличение налогового бремени на потребление, ренту, возникающую при добыче природных ресурсов, а также переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества и сокращению налоговых льгот.

Законодательная деятельность в 2012 г. продолжится по таким направлениям, как налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала, мониторинг эффективности налоговых льгот, акцизное налогообложение, совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами, финансовыми операциями, налог прибыль организаций, налогообложение природных ресурсов, совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, введение налога на недвижимость, налоговое администрирование.

1. Одним из основных направлений налогового стимулирования станет снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Планируется снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.

Для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, совокупный тариф в 2012 году, составит 20 % от суммы выплат на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), и одновременно будет установлен тариф в размере 7 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.

Это может привести к замедлению темпа рост заработной платы или возвращению к «серым зарплатным схемам».

2. Изменения в порядке применения льгот при налогообложении.

При перераспределении страховых взносов между работником и работодателем, повышении налоговой нагрузки при налогообложении недвижимости, особое внимание привлекает вопрос оптимизации налоговых льгот, в частности по региональным и местным налогам (транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Правда, в то же время финансовое ведомство уточняет, что в ближайшее время ряд наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций (в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) будет сохранен с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов.

Планируется не только создать систему мониторинга существующих льгот, но и оценить результативность их действия.

Таким образом, Минфин России хочет увеличить доходную часть бюджета, ликвидировав неэффективные стимулирующие механизмы, в целом невостребованные налогоплательщиками налоговые освобождения и преимущества.

Это, по мнению ведомства, позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.

3. Изменения в налогообложении прибыли.

Планируется уточнить порядок налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законом, закрепив порядок признания дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат: - дата передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества; - дата реализации недвижимого имущества.

Кроме того, предполагается уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

При окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.

В связи с этим необходимо внесение изменения в статью 266 НК РФ о том, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в случаях:

  • если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.