Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
  • О компании
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопрос: Корректировка (индексация) долгосрочных тарифов

 В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности.

Переход на долгосрочные тарифы осуществлялся в три этапа:

  • с 1 января 2010 г. – организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
  • с 1 января 2011 г. – территориальные сетевые компаниями оказывающие услуги по передаче электрической энергии, созданные в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации;
  • с 1 января 2012 г. – иные территориальные сетевые организации.

Следует отметить, что установленные долгосрочные тарифы подлежат обязательной ежегодной корректировке (в течение долгосрочного периода регулирования) регулирующими органами. В связи с необходимостью данных корректировок у сетевых организаций возникало большое количество вопросов. В данной статье проанализирован ряд документов, позволяющих ответить на большинство из них.
Хотелось бы напомнить, что в соответствии с приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки” (далее – Методические указания) минимальный срок, на который устанавливаются долгосрочные тарифы, составляет пять лет (на каждый финансовый год в течение этого периода устанавливают отдельный тариф). При первичном установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования срок может быть ограничен тремя годами (не менее).
В 2012 г. большинству электросетевых компаний при первичном долгосрочном регулировании были установлены долгосрочные тарифы именно на этот срок (период 2012–2014 гг.), однако для ряда компаний период составил пять лет (2012–2016 гг.). И это не предел: в соответствии с п. 5 Методических указаний долгосрочные тарифы устанавливаются на срок не менее чем пять лет, это значит, что регулирующие органы вправе установить период регулирования и в семь, и даже десять лет. Но для установления срока действия долгосрочного тарифа продолжительностью более пяти лет, а также продления срока установленного ранее долгосрочного тарифа требуется согласование такого решения регулирующего органа субъекта РФ с ФСТ России, Минэкономразвития России, Минэнерго России.

Решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования принимается регулирующим органом на основании заявления от регулируемой организаций.

Следует отметить, что решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования принимается регулирующим органом на основании заявления от регулируемой организаций.
Чем это может грозить регулируемым организациям?

Долгосрочные параметры регулирования, не меняющиеся в течение долгосрочного периода регулирования

Как бы ни хотелось сетевой организации, в течение срока действия долгосрочного тарифа корректировке не подлежат:

  1. базовый уровень подконтрольных расходов;
  2. индекс эффективности подконтрольных расходов в размере от 1 до 3% уровня подконтрольных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования;
  3. коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;
  4. максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки (НВВ), осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг;
  5. величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;
  6. уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Это значит, что:

  • в течение долгосрочного периода регулирования базовый уровень подконтрольных расходов, индекс эффективности и коэффициент эластичности подконтрольных расходов, а также определенные показатели надежности и качества устанавливаются единожды и не меняются в течение всего периода регулирования;
  • необходимость ежегодного расчета и утверждения нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и их утверждение в Минэнерго России (в целях тарифообразования) отпадает.

Нормативы технологического расхода (потерь) электрической энергии рассчитываются и утверждаются в Минэнерго России только на первый год долгосрочного периода регулирования.

Нормативы технологического расхода (потерь) электрической энергии рассчитываются и утверждаются в Минэнерго России только на первый год долгосрочного периода регулирования. В последующие годы долгосрочного периода регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется с учетом темпов ее снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае ее отсутствия норматив потерь понижается на 10% по сравнению с предыдущим периодом;

  • в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества. Регулирующие органы ежегодно корректируют НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг).
    В случае если регулирующем органом выявлены нарушения утвержденных плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной год долгосрочного периода регулирования применяется понижающий коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку данной организации, равный 15%.

При этом коэффициенты допустимого отклонения на первый долгосрочный период регулирования устанавливаются равными:

  • для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью:
  • по показателю уровня надежности оказания услуг – 25% (на первые три расчетных периода регулирования) и 20% (на следующие расчетные периоды регулирования) первого долгосрочного периода регулирования,
  • по показателю уровня качества оказания услуг – 15%;
  • для территориальных сетевых организаций, в отношении которых переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в форме долгосрочных тарифов осуществлен до 1 июля 2010 г., – 30% (на первые три расчетных периода регулирования) и 25% (на следующие расчетные периоды регулирования) первого долгосрочного периода регулирования;
  • для остальных территориальных сетевых организаций – 35% (на первые три расчетных периода регулирования) и 30% (на следующие расчетные периоды регулирования) первого долгосрочного периода регулирования. В последующие долгосрочные периоды регулирования в случае достижения показателей коэффициенты снижаются:
  • на 1% в год – до 15% для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
  • на 1% в год – до 25% для территориальных сетевых организаций.


Корректировка цен (тарифов) в течение долгосрочного периода регулирования

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 “О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике” в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом:

  • отклонений:
  • величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины НВВ, установленной на прошедший год, в т. ч. в связи с отклонением реального объема реализуемых товаров (услуг) от показателя, учтенного при установлении тарифов, и изменением прогнозного значения объема реализуемых товаров (услуг) на оставшийся срок действия долгосрочных тарифов;
  • фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов;
  • цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оптовом рынке для компенсации нормативных потерь, от использованных при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
  • расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в НВВ в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), от установленного уровня;
  • оплаты услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, от установленного значения;
  • уровня расходов сетевых организаций на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии от установленного уровня в зависимости от изменения цены покупки электрической энергии сетевой организацией в целях компенсации технологического расхода электрической энергии;
  • фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного значения;
  • объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках согласованной в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от уровня, принятого при установлении долгосрочных тарифов;
  • уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня;
  • изменений не учтенного при установлении тарифов состава активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности;
  • корректировок согласованной инвестиционной программы;
  • а также изменений законодательства Российской Федерации, приводящих к изменению расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

Корректировка цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования по решению регулирующего органа может осуществляться на основании данных за истекший период текущего года.

Следует отметить, что корректировка цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования, проводимая с учетом указанных факторов, по решению регулирующего органа может осуществляться, в т. ч., на основании данных за истекший период текущего года. Кроме того, при установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) в целях сглаживания их роста регулирующие органы могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. Если НВВ, полученная в результате такого перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, отличается от первоначального рассчитанного НВВ более чем на 12%, такое перераспределение согласовывается с Федеральной службой по тарифам.

Сетевым организациям необходимо уделять повышенное внимание подтверждению фактических затрат за истекший период регулирования, а также показателям надежности и качества

В заключение хотелось бы отметить, что для сетевых организаций имеет огромное значение подтверждение фактических затрат за истекший период регулирования. Также им следует уделять повышенное внимание показателям надежности и качества, поскольку неподтверждение этих данных может существенно уменьшить величину тарифа. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности.

Переход на долгосрочные тарифы осуществлялся в три этапа:

с 1 января 2010 г. – организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

с 1 января 2011 г. – территориальные сетевые компаниями оказывающие услуги по передаче электрической энергии, созданные в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации;

с 1 января 2012 г. – иные территориальные сетевые организации.

Следует отметить, что установленные долгосрочные тарифы подлежат обязательной ежегодной корректировке (в течение долгосрочного периода регулирования) регулирующими органами. В связи с необходимостью данных корректировок у сетевых организаций возникало большое количество вопросов. В данной статье проанализирован ряд документов, позволяющих ответить на большинство из них. Хотелось бы напомнить, что в соответствии с приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки” (далее – Методические указания) минимальный срок, на который устанавливаются долгосрочные тарифы, составляет пять лет (на каждый финансовый год в течение этого периода устанавливают отдельный тариф). При первичном установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования срок может быть ограничен тремя годами (не менее).

В 2012 г. большинству электросетевых компаний при первичном долгосрочном регулировании были установлены долгосрочные тарифы именно на этот срок (период 2012–2014 гг.), однако для ряда компаний период составил пять лет (2012–2016 гг.). И это не предел: в соответствии с п. 5 Методических указаний долгосрочные тарифы устанавливаются на срок не менее чем пять лет, это значит, что регулирующие органы вправе установить период регулирования и в семь, и даже десять лет. Но для установления срока действия долгосрочного тарифа продолжительностью более пяти лет, а также продления срока установленного ранее долгосрочного тарифа требуется согласование такого решения регулирующего органа субъекта РФ с ФСТ России, Минэкономразвития России, Минэнерго России.

Решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования принимается регулирующим органом на основании заявления от регулируемой организаций.

Следует отметить, что решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования принимается регулирующим органом на основании заявления от регулируемой организаций. Чем это может грозить регулируемым организациям?

Долгосрочные параметры регулирования, не меняющиеся в течение долгосрочного периода регулирования

Как бы ни хотелось сетевой организации, в течение срока действия долгосрочного тарифа корректировке не подлежат:

1. базовый уровень подконтрольных расходов;

2. индекс эффективности подконтрольных расходов в размере от 1 до 3% уровня подконтрольных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования;

3. коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;

4. максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки (НВВ), осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг;

5. величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;

6. уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Это значит, что: в течение долгосрочного периода регулирования базовый уровень подконтрольных расходов, индекс эффективности и коэффициент эластичности подконтрольных расходов, а также определенные показатели надежности и качества устанавливаются единожды и не меняются в течение всего периода регулирования;

необходимость ежегодного расчета и утверждения нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и их утверждение в Минэнерго России (в целях тарифообразования) отпадает.

Нормативы технологического расхода (потерь) электрической энергии рассчитываются и утверждаются в Минэнерго России только на первый год долгосрочного периода регулирования.

Нормативы технологического расхода (потерь) электрической энергии рассчитываются и утверждаются в Минэнерго России только на первый год долгосрочного периода регулирования. В последующие годы долгосрочного периода регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется с учетом темпов ее снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае ее отсутствия норматив потерь понижается на 10% по сравнению с предыдущим периодом; в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества. Регулирующие органы ежегодно корректируют НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг).

В случае если регулирующем органом выявлены нарушения утвержденных плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной год долгосрочного периода регулирования применяется понижающий коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку данной организации, равный 15%.

При этом коэффициенты допустимого отклонения на первый долгосрочный период регулирования устанавливаются равными: для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью:

по показателю уровня надежности оказания услуг – 25% (на первые три расчетных периода регулирования) и 20% (на следующие расчетные периоды регулирования) первого долгосрочного периода регулирования,

по показателю уровня качества оказания услуг – 15%;

для территориальных сетевых организаций, в отношении которых переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в форме долгосрочных тарифов осуществлен до 1 июля 2010 г., – 30% (на первые три расчетных периода регулирования) и 25% (на следующие расчетные периоды регулирования) первого долгосрочного периода регулирования;

для остальных территориальных сетевых организаций – 35% (на первые три расчетных периода регулирования) и 30% (на следующие расчетные периоды регулирования) первого долгосрочного периода регулирования. В последующие долгосрочные периоды регулирования в случае достижения показателей коэффициенты снижаются:

на 1% в год – до 15% для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

на 1% в год – до 25% для территориальных сетевых организаций.

Корректировка цен (тарифов) в течение долгосрочного периода регулирования

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 “О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике” в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом: отклонений:

величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины НВВ, установленной на прошедший год, в т. ч. в связи с отклонением реального объема реализуемых товаров (услуг) от показателя, учтенного при установлении тарифов, и изменением прогнозного значения объема реализуемых товаров (услуг) на оставшийся срок действия долгосрочных тарифов;

фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов; цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оптовом рынке для компенсации нормативных потерь, от использованных при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии;

расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в НВВ в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), от установленного уровня;

оплаты услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, от установленного значения; уровня расходов сетевых организаций на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии от установленного уровня в зависимости от изменения цены покупки электрической энергии сетевой организацией в целях компенсации технологического расхода электрической энергии;

фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного значения;

объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках согласованной в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от уровня, принятого при установлении долгосрочных тарифов;

уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня;

изменений не учтенного при установлении тарифов состава активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности;

корректировок согласованной инвестиционной программы;

а также изменений законодательства Российской Федерации, приводящих к изменению расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

Корректировка цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования по решению регулирующего органа может осуществляться на основании данных за истекший период текущего года.

Следует отметить, что корректировка цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования, проводимая с учетом указанных факторов, по решению регулирующего органа может осуществляться, в т. ч., на основании данных за истекший период текущего года. Кроме того, при установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) в целях сглаживания их роста регулирующие органы могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. Если НВВ, полученная в результате такого перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, отличается от первоначального рассчитанного НВВ более чем на 12%, такое перераспределение согласовывается с Федеральной службой по тарифам.

Сетевым организациям необходимо уделять повышенное внимание подтверждению фактических затрат за истекший период регулирования, а также показателям надежности и качества

В заключение хотелось бы отметить, что для сетевых организаций имеет огромное значение подтверждение фактических затрат за истекший период регулирования. Также им следует уделять повышенное внимание показателям надежности и качества, поскольку неподтверждение этих данных может существенно уменьшить величину тарифа.


Возврат к списку вопросов