Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший

+7 495 363 47 61 (многоканальный)

Контактная информация 
Версия для печати

Журнал "Энергонадзор" №4 от 22.04.2011г. "Основа справедливости"

20.04.2011

Обеспечение рационального энергоиспользования


По ряду экспертных оценок для российской промышленности в целом характерным является уровень расходов на энергообеспечение в размере 30–50% от собственного бюджета. При этом существенная часть таких расходов возникает в результате крайне низкой эффективности использования ТЭР (в ряде энергоемких отраслей потребление энергии на единицу выпускаемой продукции в 2–5 раз превосходит показатели экономически развитых стран). Крайне высок также уровень потерь электрической и тепловой энергии, достигающий во многих регионах 30% и более от общего объема потребления.


Другой проблемой в отношении низкой эффективности использования ТЭР является отсутствие должного приборного учета, приводящая к колоссальным потерям тепловой энергии и теплоносителя в протяженных и сильно разветвленных городских тепловых сетях, а также низкая надежность централизованных теплоснабжающих систем. По экспертным оценкам, в настоящее время утечки теплоносителя из сетей достигают 20% транспортируемого расхода, тепловые потери в сетях доходят до 30% отпущенной энергии. Одно только ЖКХ-хозяйство является крупнейшим потребителем ТЭР (свыше 40% выработки тепловой энергии в России). Ежегодная потребность в расходах на ЖКХ колеблется от 45% до 60% муниципальных бюджетов. Проводимое реформирование ЖКХ ведет к прекращению государственного дотирования энергетических предприятий и потребителей их продукции, что обусловливает необходимость приведения тарифов на энергетическую продукцию в соответствии с фактическими затратами на ее производство, в связи с чем остро встает вопрос о проведении мероприятий, позволяющих снижать затраты на производство путем энергосбережения и энергетической эффективности использования ТЭР.


В этой связи существует объективная необходимость обеспечения рационального энергоиспользования путем повсеместного внедрения энергоэффективных технологий, разработки и реализации программ энергосбережения.


Учитывая, что пока не проведено обследование, любые количественные прогнозы его результатов безосновательны и недостоверны, а стоимость работ достаточно высока, многие ресурсоснабжающие организации и предприятия, для которых энергоаудит по закону обязателен, на его проведении экономили, — ведь качественно выполнить энергетическое обследование (энергоаудит) могут только специально подготовленные, высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, и дешево их работа цениться не может. «Экономная» экономика принесла свои плоды — энергоаудит проводился «для галочки», а сама идея была дискредитирована по сути, с нулевым полезным выходом.


В настоящее время ситуация с адекватной оценкой важности и необходимости проведения энергетических обследований стала меняться, особенно ввиду разработки нормативно-правовой базы в Федеральном законодательстве соответствующих мер и требований к необходимости проведения энергоаудита. Появляется устойчивый спрос на энергетические обследования, как следствие — рост требований к энергоаудиторам и кругу решаемых задач.


Решение дополнительных задач


Помимо выполнения необходимых задач (энергетический паспорт, программа энергосбережения, энергосберегающие мероприятия), по договоренности с заказчиком, энергоаудитор может решить дополнительные задачи, напрямую к энергосбережению не относящиеся. К таким задачам относится, например, анализ технического состояния оборудования, рекомендации по организации безопасной и надежной эксплуатации, проведение экспертизы существующих инновационных проектов, выбор наиболее эффективных и отсеивание технически вредных дорогостоящих проектов, навязанных агрессивной рекламой. Эта проблема особенно актуальна при смене владельца, решающего вопрос о реорганизации и оптимизации деятельности своей организации для обоснования инвестиций.


Факторами, способствующими росту интереса к энергоаудиту со стороны не бюджетных организаций различных форм собственности, являются государственная политика ценообразования в области производства, транспортировки и сбыта тепловой и электрической энергии и сбытовая политика крупнейших естественных монополий. В силу ценовых пропорций естественные монополии стремятся ограничить сбыт энергии и энергоносителей внутренним потребителям по регулируемым ценам, максимально увеличить реализацию по коммерческой цене и экспортные поставки.


Лимиты топлива на производство, а также тарифы на отпуск и передачу потребителям тепловой и электрической энергии для энергоснабжающих организаций разрабатываются по единым методикам и утверждаются уполномоченными на то органами. Энергоснабжающие организации должны ежегодно представлять в органы, регулирующие тарифы, утвержденные нормативы потерь в электрических и тепловых сетях. В настоящее время действует порядок, в соответствии с которым оплата за сверхнормативные потери производится за счет энергоснабжающей организации. На страже интересов потребителей тепловой и электрической энергии стоит Налоговый кодекс. К материальным расходам, относимым на себестоимость продукции, в соответствии со статьей 25 НК РФ, могут включаются технологические потери энергии только в пределах утвержденных нормативов, сверхлимитные или ненормированные потери будут относиться на прибыль предприятий.


Одна из актуальных задач проведения энергетических обследований для организаций, имеющих абонентов и субабонентов, — обоснование удельных норм расхода топлива на выработку тепловой и электрической энергии, норм запаса топлива и норм технологических потерь тепловой и электрической энергии в распределительных сетях энергоснабжающих организаций. Обоснование указанных норм необходимо перед их утверждением в Минэнерго России. В последующем Региональная энергетическая комиссия, руководствуясь ими, установит обоснованные тарифы на энергоснабжение абонентов предприятия.


В соответствии с установленным порядком разработки и утверждения нормативов удельного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, на которых базируются регулируемые тарифы, результаты энергетических обследований энергоснабжающих организаций — гарантия достоверности исходных данных для расчетов нормативов и тарифов. Обоснование указанных нормативов позволяют осуществлять экономию огромного количества топлива при обслуживании единицы нагрузки за счет следующих мер:


• генерация комбинированной тепловой и электрической энергии на малых ТЭС (вхождение в сеть и минимализация цены на транспортировку);

• стимулирование научных исследований и внедрения нетрадиционных источников энергии;

• стимулирование работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности, льготы по прибыли на капиталовложения в теплоэнергетику с целью энергосбережения, что приведет к понижению удельных норм потребления;

• стимулирование научных исследований в области снижения удельных норм потребления и снижения выбросов;

• льготы по налогу на прибыль на капиталовложения в науку, энергосберегающие технологии, замену устаревшего оборудования.

 

После проведения энергоаудита производится разработка норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии с применением расчетно-аналитического, расчетно-статистического и опытного методов.


Расчетно-аналитический метод предусматривает определение норм расхода топлива и энергии по статьям расхода на основе показателей использования этих ресурсов или путем математического описания закономерности процесса с учетом нормообразующих факторов. Расчетно-статистический метод предусматривает определение норм расхода топливно-энергетических ресурсов на основе анализа статистических данных, и факторов, влияющих на их изменение. Опытный метод заключается в определении удельных затрат топлива и энергии по данным, полученным в результате испытаний.


Энергоаудит в тепловой энергетике


Отмечая эффективность энергетического обследования (энергоаудита), следует отметить его применение также в сфере взаимодействия теплоснабжающих организаций с потребителями и поставщиками. Поскольку это взаимодействие регулируется зачастую документами, не относящимися напрямую к тепловой энергетике, в частности, Гражданским Кодексом, возникает много неурегулированных вопросов, как с потребителями, так и с организациями, поставляющими тепловую энергию, которая для коммунальных предприятий является покупной.


Теплоэнергетические предприятия платят за топливо по факту получения, в соответствии с Гражданским кодексом, без, как правило, компенсации своих затрат по факту поставки. Кроме того, далеко не везде фактически поставленное количество тепловой энергии определяется по приборам учета в силу их отсутствия или отсутствия технической возможности размещения узлов учета на границах балансовой принадлежности тепловых сетей и систем теплопотребления. Соглашением сторон устанавливаются различные способы расчетного определения количества поставленной тепловой энергии, зачастую нечетко сформулированные. При любом способе организации финансовых расчетов поставщиков и потребителей (или оптовых покупателей — перепродавцов) тепловой энергии остается открытым вопрос определения потерь тепловой энергии и теплоносителя при передаче по тепловым сетям, которые есть и у продавца, и у покупателя. Составление баланса тепловой энергии и теплоносителя в системе теплоснабжения — наиболее часто встречающийся проблемный вопрос в отношении арбитражных дел. Соответственно, вопросов и споров было бы значительно меньше в случае грамотно проведенного, качественного энергоаудита теплосетевого хозяйства сторон и оценки потерь тепловой энергии и теплоносителя при передаче тепловой энергии.

Таким образом, для энергоснабжающей организации энергоаудит — это база для установления справедливых тарифов на отпуск и передачу энергии потребителям, для энергопотребляющей организации — мера, позволяющая снизить энергопотребление и уменьшить расходы предприятия без ущерба качеству своей продукции или оказываемым услугам.


Независимо от выбора любой из указанных областей деятельности и применяемых методов, использование которых позволяет осуществлять энергосбережение ТЭР, повышать энергоэффективность и оптимизировать технологические процессы по производству и передаче тепловой и электрической энергии, основной целью энергоаудита является техническая и экономическая оптимизация энергохозяйств, а основной задачей — экономия средств энергоснабжающей организации или предприятия за счет энергосбережения, при проведении соответствующих мероприятий с целью экономии средств ресурсоснабжающей организации.


Автор: СУЧКИН Александр Николаевич

Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнергоаудит»

опубликовано в Журнале Энергонадзор (№4 (22) апрель 2011г.)