24.11.2015 11:59:00
Об энергетической стратегии России
на период до 2035 года.
Согласно проекту энергетической стратегии 2035 (ЭС 2035) в электроэнергетической и теплоэнергетической отраслях накоплены проблемы, среди которых:
- необходимость удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении доступности цен и энергетической инфраструктуры;
- отсутствие инструментария корректного прогнозирования спроса и определения оптимального резерва мощностей Единой электроэнергетической системы (ЕЭС);
-диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями;
- необходимость достижения эффективного сочетания систем централизованного электро- и теплоснабжения с развитием распределенной генерации и интеллектуализацией энергетических систем;
-износ основных фондов при недостатке стимулов для вывода их из эксплуатации или модернизации;
- резкий рост доли генерирующего оборудования, в том числе неэффективного, работающего в «вынужденном» режиме;
- несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энерго- и теплоснабжения и недостаток конкуренции на оптовом и розничном рынках энергии и мощности;
- чрезмерно высокая доля используемого импортного оборудования;
- постоянные изменения в подходах к тарифообразованию.
Для решения вышеуказанных проблем на первом этапе потребуется совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, а на втором этапе – переход к долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в сфере электроэнергетики.
Также, согласно проекту ЭС 2035 немаловажную роль призвано сыграть развитие нетрадиционны возобновляемых источников энергии и распределенной генерации (в зависимости от структур и концентрации нагрузки в региональных энергетических системах), особенно активное на втором этапе.
Это будет способствовать повышению энергетической безопасности и инновационному развитию энергетики.
В связи с этим, должны быть решены следующие отраслевые задачи:
1. Вывод из эксплуатации экономически неэффективного, физически и морально устаревшего энергетического оборудования с введением необходимого объема новых мощностей преимущественно на базе использования отечественных технологий и оборудования, и с сохранением приоритета выработки электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме.
2. Модернизация и развитие ЕЭС с последовательным присоединением к ней объединенной энергосистемы Востока и ряда изолированных энергосистем (с учетом возможных технико-экономических последствий) при обеспечении эффективной надежности электроснабжения в сочетании с интеллектуализацией систем.
3. Оптимизация структуры и загрузки электро- и теплогенерирующих мощностей по типам генерации (с учетом маневренности оборудования) и видам используемых энергоресурсов как основы совершенствования структуры ТЭБ страны и регионов.
4. Интеграция электроэнергетики в Едином экономическом пространстве ЕАЭС и увеличение экспорта электрической энергии и мощности (в 5–8 раз, до 32-74 млрд кВт-ч), особенно на востоке страны.
Ключевым направлением преобразований станет изменение модели отношений в сферетеплоснабжения с ценообразованием на основе принципа «альтернативной котельной», развитие конкуренции и долгосрочных отношений на оптовом и розничном рынках электроэнергии, в том числе:
- модернизация конкурентных моделей оптового и розничного рынков в электроэнергетике с обеспечением равноправия поставщиков и потребителей в формировании рыночного равновесия и эффективных механизмов и ценовых сигналов для инвестиций;
- совершенствование конкурентных механизмов долгосрочной оптимизации баланса мощности, отбора и оплаты проектов в генерации, сетях и у потребителей по методам гарантирования доходности инвестиций совместно с развитием практики двусторонних долгосрочных договоров и биржевых инструментов хеджирования рисков;
-обеспечение принципа единообразия правил тарифного регулирования в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и разработка механизмов распределения и реализации ответственности за надежное энергоснабжение и качество услуг по передаче электрической энергии;
- разработка и реализация нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику и теплоснабжение с целью упорядочивания инвестиционного процесса в 2016–2020 гг. и последующие годы (после реализации уже заключенных ДПМ в 2012–2015 гг.) и стимулирования
инвестиций в модернизацию основных производственных фондов;
- усиление роли потребителей на рынках электрической энергии (мощности) и системных услуг путем дифференциации условий поставок электроэнергии с учетом эластичности спроса, требований по надежности и качеству энергоснабжения;
- стимулирование потребителей к развитию локальных и интегрируемых в ЕЭС распределенных источников энергоснабжения для обеспечения потребления электрической энергии в части пиковой нагрузки в энергосистеме как фактора повышения конкуренции на рынке электрической энергии и мощности, формирование с их участием локальных интеллектуальных энергосистем с автоматизированными торговыми площадками;
- создание оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях изолированных энергосистем Дальнего Востока при условии обеспечения конкуренции и экономической целесообразности;
- реализация моделей локальных рынков тепла, дающих потребителям реальную возможность выбора схем и способов теплоснабжения и стимул для развития эффективных технологий, особенно когенерации;
- формирование на локальных рынках тепла единых теплоснабжающих организаций, ответственных за надежное и экономически эффективное теплоснабжение потребителей;
-поддержка освоения технологий «чистого угля», экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков.
В целях стимулирования вывода из эксплуатации и модернизации физически и морально устаревшего оборудования потребуется усиление ограничений по использованию устаревшего оборудования, не отвечающего современным технологическим и экологическим стандартам.
Важное значение имеет достижение высокой степени обеспечения электроэнергетической и теплоэнергетической отраслей преимущественно отечественным оборудованием и полное – квалифицированными кадрами.
При условии реализации перечисленных мер согласно проекту ЭС 2035 прогнозы показывают преодоление спада и увеличение производства электроэнергии к 2020 году на 6 %, а к 2035 году – на 27–43 % (с 1062 до 1352?1514 млрд кВт-ч) при росте установленной мощности электростанций на 13–25 % (с 250 до 282-312 млн кВт). Опережающее развитие получат нетепловые электростанции с ростом их установленной мощности на 29–49 % и производства электроэнергии в 1,4–1,6 раза. При этом к 2035 году выработка электроэнергии на АЭС увеличится в 1,4-1,8 раза, на ГЭС – в 1,2-1,3 раза, на электростанциях, функционирующих на основе НВИЭ, – в 9–14 раз.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные меры, необходимые для реализации существующих проблем в сфере энергетики, будут эффективными только в случае, если будут приняты усиленные меры для обеспечения достаточного контроля по исполнению уполномоченными лицами всех законных и подзаконных нормативно-правовых актов в сфере энергоснабжения.
Главный специалист Д.В. Дудин
ГК «Юрэнерго»