Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Версия для печати

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» № 11 за 2015 год.Об Энергетической стратегии России на период до 2035 года.

24.11.2015 11:59:00

Об энергетической стратегии России
на период до 2035 года.


Согласно проекту   энергетической стратегии 2035 (ЭС 2035) в электроэнергетической и   теплоэнергетической отраслях накоплены проблемы, среди которых:


- необходимость   удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при   одновременном обеспечении доступности цен и энергетической инфраструктуры;


- отсутствие  инструментария корректного прогнозирования спроса и определения оптимального  резерва мощностей Единой электроэнергетической системы (ЕЭС);


-диспропорция   между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом   присоединении и их последующими фактическими значениями;


- необходимость   достижения эффективного сочетания систем централизованного электро- и   теплоснабжения с развитием распределенной генерации и интеллектуализацией энергетических систем;

-износ  основных фондов при недостатке стимулов для вывода их из эксплуатации или  модернизации;


- резкий рост доли генерирующего оборудования, в том числе неэффективного, работающего в  «вынужденном» режиме;


- несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энерго- и теплоснабжения  и недостаток конкуренции на оптовом и розничном рынках энергии и мощности;


- чрезмерно  высокая доля используемого импортного оборудования;


- постоянные  изменения в подходах к тарифообразованию.


Для решения   вышеуказанных проблем на первом этапе потребуется совершенствование существующей модели отношений и   ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, а на втором этапе – переход к долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в сфере электроэнергетики.

Также, согласно  проекту ЭС 2035 немаловажную роль призвано сыграть развитие нетрадиционны возобновляемых источников энергии и распределенной генерации (в зависимости от структур и концентрации нагрузки в региональных энергетических системах), особенно активное на втором этапе.
Это будет способствовать повышению энергетической безопасности и инновационному  развитию энергетики.

В связи с этим,  должны быть решены следующие отраслевые задачи:


1. Вывод   из эксплуатации экономически неэффективного, физически и морально устаревшего   энергетического оборудования с введением необходимого объема новых мощностей   преимущественно на базе использования отечественных технологий и оборудования,   и с сохранением приоритета выработки электрической и тепловой энергии в   комбинированном режиме.

2.  Модернизация  и развитие ЕЭС с последовательным присоединением к ней объединенной  энергосистемы Востока и ряда изолированных энергосистем (с учетом возможных технико-экономических последствий) при обеспечении эффективной надежности электроснабжения в сочетании с интеллектуализацией систем.


3.  Оптимизация  структуры и загрузки электро- и теплогенерирующих мощностей по типам генерации (с учетом маневренности оборудования) и видам используемых энергоресурсов как основы совершенствования структуры ТЭБ страны и регионов.

4. Интеграция   электроэнергетики в Едином экономическом пространстве ЕАЭС и увеличение экспорта электрической энергии и мощности (в 5–8 раз, до 32-74 млрд кВт-ч), особенно на востоке страны.


Ключевым направлением преобразований станет изменение модели отношений в сферетеплоснабжения с ценообразованием на основе принципа «альтернативной  котельной», развитие конкуренции и долгосрочных отношений на оптовом и розничном рынках электроэнергии, в том числе:


- модернизация  конкурентных моделей оптового и розничного рынков в электроэнергетике с   обеспечением равноправия поставщиков и потребителей в формировании рыночного равновесия и эффективных механизмов и ценовых сигналов для инвестиций;


- совершенствование конкурентных механизмов долгосрочной оптимизации баланса мощности, отбора и  оплаты проектов в генерации, сетях и у потребителей по методам гарантирования  доходности инвестиций совместно с развитием практики двусторонних долгосрочных   договоров и биржевых инструментов хеджирования рисков;

-обеспечение  принципа единообразия правил тарифного регулирования в сфере оказания услуг по  передаче электрической энергии и разработка механизмов распределения и  реализации ответственности за надежное энергоснабжение и качество услуг по   передаче электрической энергии;

-  разработка  и реализация нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику и  теплоснабжение с целью упорядочивания инвестиционного процесса в 2016–2020 гг. и последующие годы (после реализации уже заключенных ДПМ в 2012–2015 гг.) и стимулирования
инвестиций в модернизацию основных производственных фондов;


- усиление роли потребителей на рынках электрической энергии (мощности) и системных услуг путем дифференциации условий поставок электроэнергии с учетом эластичности спроса, требований по надежности и качеству энергоснабжения;


- стимулирование  потребителей к развитию локальных и интегрируемых в ЕЭС распределенных   источников энергоснабжения для обеспечения потребления электрической энергии в   части пиковой нагрузки в энергосистеме как фактора повышения конкуренции на   рынке электрической энергии и мощности, формирование с их участием локальных   интеллектуальных энергосистем с автоматизированными торговыми площадками;

- создание   оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях изолированных   энергосистем Дальнего Востока при условии обеспечения конкуренции и   экономической целесообразности;


- реализация   моделей локальных рынков тепла, дающих потребителям реальную возможность выбора   схем и способов теплоснабжения и стимул для развития эффективных технологий, особенно когенерации;


- формирование на локальных рынках тепла единых теплоснабжающих организаций, ответственных за надежное и экономически эффективное теплоснабжение потребителей;

-поддержка освоения технологий «чистого угля», экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков.


В целях  стимулирования вывода из эксплуатации и модернизации физически и морально устаревшего оборудования потребуется усиление ограничений по использованию устаревшего оборудования, не отвечающего современным технологическим и экологическим стандартам.

Важное значение имеет достижение высокой степени обеспечения электроэнергетической и теплоэнергетической отраслей преимущественно отечественным оборудованием и полное – квалифицированными кадрами.

При условии реализации перечисленных мер согласно проекту ЭС 2035 прогнозы показывают преодоление спада и увеличение производства электроэнергии к 2020 году на 6 %, а к 2035 году – на 27–43 % (с 1062 до 1352?1514 млрд кВт-ч) при росте установленной мощности электростанций на 13–25 % (с 250 до 282-312 млн кВт). Опережающее развитие получат нетепловые электростанции с ростом их установленной мощности на 29–49 % и производства электроэнергии в 1,4–1,6 раза. При этом к 2035 году выработка электроэнергии на АЭС увеличится в 1,4-1,8 раза, на ГЭС – в 1,2-1,3 раза, на электростанциях, функционирующих на основе НВИЭ, – в 9–14 раз.


Необходимо отметить, что все вышеперечисленные меры, необходимые для реализации существующих проблем в сфере энергетики, будут эффективными только в случае, если будут приняты усиленные меры для обеспечения достаточного контроля по исполнению уполномоченными лицами всех законных и подзаконных нормативно-правовых актов в сфере энергоснабжения.


Главный специалист                                                                                    Д.В. Дудин       

ГК «Юрэнерго»
 

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» № 11 за 2015 год.Об Энергетической стратегии России на период до 2035 года.