Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Версия для печати

Сети заставят экономить на издержках

1 марта 2013 г.

Компания, которая будет создана в ходе объединения ФСК и Холдинга МРСК, получила свою первую стратегию развития на ближайшие пять лет. Основной упор в ней делается на ликвидацию перекрестного субсидирования и сокращение потерь электроэнергии. Если решить хотя бы вторую задачу, потребители и производители смогут «вернуть» около 12 млрд. руб. в год. Вчера проект был вынесен на обсуждение экспертного совета при «открытом правительстве».

Стратегию развития электросетевого комплекса, рассчитанную до 2017 года, представило на общественное обсуждение Минэнерго. В документе говорится, что на сегодняшний день общий износ распределительных сетей составляет порядка 70%, причем 7% из них выработали срок работы дважды. В сфере магистральных сетей ситуация лучше, но ненамного: изношено порядка 50% фонда.

К 2017 году предполагается снизить уровень потерь при передаче электроэнергии до 7,5% по распределительным сетям и до 3,5% при передаче в единой энергосистеме. Согласно отчетности, в 2011 году потери ФСК составили 22 553 млн. кВт ч, или 5% общего объема. Фактические потери в целом по Холдингу МРСК составили 54 102,0 млн. кВт ч, или 8,4% от объема поступления электрической энергии в сеть. По предварительным оценкам экспертов, потеря 1 кВт ч обходится производителю и потребителю примерно в 1 руб. Таким образом, достижение целевых показателей суммарно оценивается в 6,7 млрд. руб. по магистральным сетям и 5 млрд. руб. по распределительным.

При этом тариф на электроэнергию, за счет которого можно было бы профинансировать обновление сетей, потенциал роста исчерпал. Получается, что потребителю иной раз становится выгоднее построить собственную генерацию, чем оплачивать услуги по ее передаче.

Сетевые компании должны искать внутренние источники резерва для обновления сетей. Это может быть снижение операционных издержек и потерь, внедрение бренчмаркинга и технологий «умной» сети, а также повышение эффективности инвестпрограмм. «Стратегия констатирует, что проблема роста цен стала действительно ключевой в электросетевом комплексе. Если в предыдущих подобных документах в основном говорилось о необходимости нарастить объемы и увеличить мощности, здесь упор сделан на ограничение роста конечных цен для потребителей, на эффективность и снижение издержек», — говорят эксперты «Газпромбанка».

Снижение операционных издержек на потребителя по всей цепочке передачи и распределения электроэнергии по сравнению с 2012 годом должно составить 40% без учета инфляции. С ее учетом это около 20%, подсчитали аналитики «Газпрома». Операционные издержки Холдинга МРСК за 2011 год составили 557 млрд. руб., экономия средств, таким образом, может составить порядка 111 млрд. руб. Наибольший потенциал снижения любых затрат демонстрирует Холдинг МРСК: здесь много и операционных, и технологических, и коммерческих потерь, считают финансовые аналитики.

Эффективность инвестпрограмм, согласно стратегии, должна вырасти на 30%. Основным инструментом инвестиций в документе указывается RAB-регулирование, формально работающее в России. Предлагается сформировать долгосрочные тарифные решения сроком минимум на пять лет. «Рынок давно хочет долгосрочных правил работы, будь это RAB-регулирование или «Затраты плюс», главное, что правила закрепляются на длительный период времени», — говорят аналитики Института Проблем Естественных Монополий. В конечном счете, изменение эффективности скажется на тарифе. В Великобритании после введения RAB через пять лет тарифы снизились вдвое. В нашем случае вряд ли снижение произойдет уже в 2017 году — компании могут оставить прибыль себе, уверены независимые эксперты.

Другая проблема, тормозящая развитие электросетей, — перекрестное субсидирование. По оценкам разработчиков, объем общей перекрестки за 2011 год оценивается в 200 млрд. руб., затраты сетевых компаний, которые компенсируются договорами «последней мили», — в 60 млрд. руб. Стратегия приводит несколько вариантов решения этой проблемы, в том числе перераспределение затрат сетевиков на крупных промышленных потребителей, а также запрет для ФСК заключать прямые договоры с потребителями. «Это шаг назад, после которого проблема перекрестного субсидирования будет просто заморожена», — скептичен директор НП «Сообщество потребителей энергии».

Документ вернули на доработку — в нем хоть и обозначены проблемы сетей, но нет механизмов их решения, говорят участники обсуждения. Предполагается, что он будет доработан в течение месяца и снова вынесен на повторное обсуждение. В ФСК и МРСК от комментариев отказались.