Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Версия для печати

Отчет о конференции «Новая антимонопольная политика в России: возможности и риски для бизнеса»

21 сентября 2007 г.

Вопрос

Как быть субъекту естественной монополии с теми договорами на оказание финансовых услуг, которые были заключены с финансовыми организациями до вступления в силу Закона «О защите конкуренции», устанавливающего особенности отбора финансовых организаций, без проведения открытого конкурса (открытого аукциона)?

Субъектом естественной монополии заключен договор страхования имущества в 2004 году, срок действия договора истекает в октябре 2007 года. Условиями договора предусмотрено продление срока его действия на тот же период, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении за 2 месяца до окончания срока его действия. Будет ли продление срока действия данного договора в указанном порядке нарушением ст. 18 Закона «О защите конкуренции»?

Ответ

Статьей 18 Закона «О защите конкуренции» установлена обязанность субъектов естественной монополии осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг (открытие и ведение банковских счетов, предоставление кредита, инкассация, лизинг, страхование и другие услуги) путем проведения открытого конкурса (открытого аукциона).

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное прямо не предусмотрено законом. Указанный закон вступил в силу 26.10.2006 г. и не предусматривал распространение действия закона на отношения, возникшие до введения его в действие.

Таким образом, заключенные до 26.10.2006 г. субъектами естественной монополии с финансовыми организациями договоры на оказание финансовых услуг признаются действующими до определенного в них срока (в том числе если до 26.10.2006 г. действие договора было продлено сторонами на один год и более).

Пролонгация подобных договоров невозможна, так как это будет являться отбором финансовой организации для оказания финансовых услуг на новый срок без проведения открытого конкурса (открытого аукциона). По окончании определенного в договоре срока субъекту естественной монополии необходимо осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого конкурса (открытого аукциона).

Вопрос

Авиакомпания является субъектом естественной монополии. Распространяется ли действие ст. 18 Закона «О защите конкуренции» в целом на авиакомпанию?

Ответ

Как прямо следует из текста ст. 18 Закона «О защите конкуренции», действие данной статьи закона распространяется в том числе на субъекты естественной монополии без каких-либо особенностей или ограничений касательно таких субъектов естественной монополии, как авиакомпании.

Таким образом, проведение авиакомпанией открытого конкурса (открытого аукциона) при отборе финансовой организации для оказания финансовых услуг является обязательным условием независимо от того, связана необходимая финансовая услуга с видом деятельности авиакомпании, по которому она признана субъектом естественной монополии, или нет.

Вопрос

Можно ли субъекту естественной монополии выставлять на торги одним лотом несколько финансовых услуг, в том числе если одна или несколько финансовых услуг не включены в ст. 18 Закона «О защите конкуренции»?

Ответ

Законодательством РФ не предусмотрены ограничения по количеству финансовых услуг в одном лоте. Включение одной или нескольких финансовых услуг, в отношении которых в соответствии со ст. 18 Закона «О защите конкуренции» проведение открытого конкурса (открытого аукциона) не требуется, в один лот с финансовыми услугами, в отношении которых в соответствии со ст. 18 Закона «О защите конкуренции» проведение открытого конкурса (открытого аукциона) требуется, не будет являться нарушением.

Вопрос

Субъект естественной монополии в соответствии со ст. 18 Закона «О защите конкуренции» провел открытый конкурс (открытый аукцион) на отбор финансовой организации для оказания услуг страхования определенного количества единиц автотранспорта, по результатам которого с победителем конкурса (аукциона) был заключен договор страхования автотранспорта в количестве, определенном конкурсной документацией. Возможно ли в рамках заключенного договора страхование автотранспорта в количестве, превышающем установленное количество единиц автотранспорта в конкурсной документации и изначально указанное в договоре?

Ответ

В соответствии со ст. 18 Закона «О защите конкуренции» отбор финансовых организаций осуществляется путем проведения открытого конкурса (открытого аукциона) в соответствии с положениями Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с требованиями Закона «О размещении заказов…» предмет конкурса (аукциона) должен содержать указание на количество поставляемого товара, объем выполняемых работ или оказываемых услуг. По итогам конкурса заключается договор на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, а по итогам аукциона - на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе. Конкурсная документация или документация об аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении договора.

Таким образом, если у субъекта естественной монополии возникла необходимость страхования автотранспорта в количестве, превышающем количество автотранспорта, указанное в заключенном на основании проведенного открытого конкурса (аукциона) договоре страхования, то надлежит провести новый отбор финансовых организаций для оказания услуг страхования на основании открытого конкурса (аукциона).

Вопрос

Энергосбытовая компания является одним из учредителей электросетевой компании. Является ли данное обстоятельство нарушением Закона «О защите конкуренции», учитывая запрет Закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» на совмещение монопольных и конкурентных видов деятельности?

Ответ

В соответствии со ст. 6 Закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

Поскольку энергосбытовая компания, являясь учредителем электросетевой компании, непосредственно не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по сетям, то, исходя из смысла ст. 6 Закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», данное обстоятельство не является нарушением законодательства. Однако с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, поскольку энергосбытовая компания, являясь учредителем электросетевой компании, будет составлять с последней группу лиц, подобное обстоятельство недопустимо.

Вопрос

В электроэнергетике законодательно предусматривается разделение видов деятельности, в теплоэнергетике законодательно разделение не урегулировано. Каким образом должен быть урегулирован данный вопрос?

Ответ

Основным принципом развития электроэнергетики является принцип развития конкурентного рынка электрической энергии, с сохранением элементов государственного управления в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции.

Законодателем для достижения принципа, указанного выше, виды деятельности разделены на конкурентные (производство и сбыт электрической энергии) и естественномонопольные (деятельность по передаче электрической энергии, деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению). Это закреплено в Законе «Об электроэнергетике», Законе «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», Правилах оптового и розничного рынков (переходных периодов). Данное разделение обосновано технологическими свойствами товара «электроэнергия», такими как единомоментность производства и потребления, скорость передачи, способ передачи, объем передачи, возможность мгновенной смены источника поставки без потери времени, объем и качество электроэнергии. При этом возможность замены поставщика-покупателя, производящего-потребляющего электроэнергию, не влечет смены способа передачи (использование сети). Следовательно, при возможности свободного выбора поставщика-покупателя возможность свободного выбора организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии по сетям (услуги по оперативно-диспетчерскому управлению), ограничена. Однако сам товар «электроэнергия» является конкурентным и реализуемым по принципу спрос-предложение. Немаловажно и то, что технологически реальна возможность поставки электроэнергии с севера на юг и с запада на восток, в пределах территориальных (и не только) границ Российской Федерации.

В тоже время теплоэнергетика обладает в достаточной степени схожей системой оборота энергии от поставщика к потребителю через присоединенную сеть. В ГК РФ (статья 548) заложен принцип применимости главы об энергоснабжении к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При отсутствии в настоящее время «специальных» законов и нормативных актов, регулирующих теплоснабжение, идущих в разрез с главой «энергоснабжение», нельзя исключать возможность использования аналогии закона в части применения принципов разделения видов на конкурентные и естественномонопольные виды деятельности из отрасли «энергетика» к отрасли «теплоэнергетика». Закон «О защите конкуренции», направленный на увеличение и расширение конкурентных видов деятельности и самой конкуренции в целом, также подтверждает возможность подхода о разделении видов деятельности к теплоэнергетике.

Однако здесь нельзя не упомянуть Закон «О теплоснабжении» (который в виде многочисленных проектов и вариантов уже не первый год «ходит по коридорам» Государственной думы), в свою очередь предусматривающий следующие понятия:

теплоснабжающая организация - организация, владеющая на праве собственности или ином законном праве источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями и осуществляющая продажу потребителям либо другим теплоснабжающим организациям тепловой энергии, в том числе на основании договоров теплоснабжения;

теплосетевая организация - коммерческая организация, эксплуатирующая тепловые сети и оказывающая теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии через технические устройства тепловых сетей, принадлежащих ей на праве собственности или иных законных основаниях.

Из приведенных терминов можно сделать вывод, что на законодательном уровне между цивилистами, соответствующим комитетом Государственной думы, государственными органами по регулированию естественных монополий и госрегулированию тарифов, а также организациями, в отношении которых будет применяться закон, пока нет согласованной и четкой позиции о необходимости разделения теплоэнергетики на конкурентные и естественномонопольные виды деятельности.

Однако в нашей практике уже сейчас существуют прецеденты актов антимонопольных органов, предписывающих теплоснабжающим организациям разделиться, по аналогии с электроэнергетикой, на производство/сбыт, с одной стороны, и передачу тепловой энергии- с другой, несмотря, как правило, на замкнутые системы теплоснабжения.

Вопрос

Что делать, если в области нет конкурентов, желающих использовать муниципальное имущество, кроме 1 (одной) организации, являющейся субъектом естественных монополий?

Ответ

Можно воспользоваться правом заключения договора с одним участником в порядке, предусмотренном статьей 27 (п.п. 4, 5) «Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе» Закона «О размещении заказов на поставки…», а именно:

«В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся…»

«В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обязан передать такому участнику конкурса проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации…»

В заключение хотелось бы отметить, что в отчете мы привели лишь незначительную часть вопросов, поставленных участниками конференции, и ответов на них. Если вас заинтересует более подробная информация о наиболее сложных вопросах, встречающихся в практике применения антимонопольного законодательства, вы можете обратиться в ЗАО «Юрэнерго» по телефонам: (495) 363-47-61, (499) 236-20-54, факс (495) 363-47-61; e-mail: pravo@urenergo.ru, контактное лицо: Гарамита Валентин Валериевич.