Вопрос-ответ
Вопрос: Энергоаудит для галочки?
Проведение энергетического обследования дело абсолютно добровольное, за исключением случаев обязательного обследования, определенных в ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009г. N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон Об энергосбережении»). Согласно закона Об энергосбережении» проведение энергетического обследования является обязательным для:
- Органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
- Организаций с участием государства или муниципального образования;
- Организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
- Организаций, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- Организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
- Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Все вышеперечисленные организации обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31.12.2012г., а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
В связи с тем, что большое количество российский предприятий подпадает под требование закона о проведении энергоаудита, возникает резонный вопрос: Что предприятие получит в его результате и будет ли достигнут в ближайшем будущем экономический эффект от его проведения?
Большинство организаций стоят перед непростым выбором:
- Провести полноценный энергоаудит с проведением инструментального обследования и последующей реализацией предложенных мероприятий
- Подойти к данной процедуре формально, только с целью получения энергетического паспорта, выполнив тем самым требования закона.
На практике 85% организаций выбирают второй путь, мотивируя данных выбор:
- Высокой стоимостью инструментального энергоаудита;
- Отсутствие источников финансирования для реализации энергоаудита/предложенных мероприятий;
Невозможность внедрения (по разным причинам) предложенных энегоаудиторами мероприятий;
- Предлагаемые энергоаудиторами мероприятия типовые (не отражающие специфику предприятия).
- Отсутствие экономического эффекта от предложенных мероприятий.
- Длительный срок реализации предложенных энергоаудиторами мероприятий
Кроме того, сказывается негативных опыт (в случае его наличия) внедрения энергосбырегающих мероприятий в прошлом (10% организации не достигла ожидаемого эффекта в результате внедрение энергосберегающих мероприятий).
В настоящий момент все предлагаемые энергоаудиторами мероприятия делятся на три группы:
- Малозатратные (организационные) мероприятия;
- Среднезатратные мероприятия;
- Крупнозатратные (долгосрочные) мероприятия.
Как правило, к малозатратным мероприятиям относятся:
- Замена лампочек накаливания, энергосберегающими лампами;
- Окраска помещений в более светлые тона;
- Мытье окон и плафонов светильников (дает увеличение свето-потока до 10%)
- Замена электромагнитных пускорегулирующих устройств у люминесцентных ламп на электронные;
- Уменьшение числа личных бытовых приборов (кипятильники, кофеварки, электрочайники и т.д.)
- Снижение потерь тепла путем уплотнения дверей и оконных стыков;
- Снижение трансмиссионных потерь через оконные проемы путем установки третьего стекла или пленки ПВХ в межрамном пространстве окон;
- Улучшение тепловой изоляции стен, полов и чердаков
- Снятие декоративных ограждений с радиаторов отопления и установка теплоотражателей за радиаторами.
В общем количестве энергосбурегающих мероприятий, вышеперечисленные мероприятия наиболее распространены и встречаются в 80% случаев. В общей массе предлагаемых энергоаудиторами мероприятий - малозатратные составляют около 5-10% и имеют срок окупаемости от 1 – 1,5 лет. Общая экономия при их реализации может составлять до 10%.
К среднезатратным мероприятиям относятся:
Установка счетчиков расхода энергоресурсов;
- Оснащение систем электроснабжения системами мониторинга потребления электроэнергии;
- Установка устройств компенсации реактивной мощности;
- Установка частотного регулирования привода (ЧРП) (при наличии приводов с резко переменной нагрузкой).
В общей массе предлагаемых энергоаудиторами мероприятий – среднезатратные мероприятия составляют около 60% и имеют срок окупаемости до 3 лет. Общая экономия при их реализации может составлять до 25%.
К крупнозатратным (долгосрочным) мероприятиям относятся:
- Замена устаревшего оборудования современным;
- Автоматизация производственных процессов;
- Поддержания номинальных уровней напряжения в сетях.
В общей массе предлагаемых энергоаудиторами мероприятий – крупнозатратные мероприятия составляют около 20% и имеют срок окупаемости от 5 и более лет. Общая экономия при их реализации может составлять до 40%.
В качестве общих мероприятия по энергосбережению наиболее часто предлагаются:
- Назначение ответственного лица за расходом энергоносителей и проведение мероприятий по энергосбережению.
- Совершенствование порядка работы организации и оптимизация работы систем освещения, вентиляции, водоснабжения.
- Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания систем энергопотребления и отдельных энергоустановок, введение графиков включения и отключения систем освещения, вентиляции, тепловых завес и т.д.
- Организация работ по эксплуатации светильников, их чистке, своевременному ремонту оконных рам, оклейка окон, ремонт санузлов и т.п.
- Ведение разъяснительной работы с сотрудниками по вопросам энергосбережения.
- Ежеквартальная проверка и корректировка договоров на энерго- и ресурсопотребление с энергоснабжающими организациями.
Все вышеперечисленные мероприятия энергоаудитор выдает после:
- Получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов (сведения об оснащенности приборами учета, сведения о потреблении энергетических ресурсов и его изменениях, сведения по балансу энергоресурсов и его изменениях и т.д.);
- Определение показателей энергетической эффективности (оценка соответствия фактических показателей паспортным и расчетно-нормативным; сведения о программе энергосбережения и повышения энергоэффективности обследуемой организации (при наличии), сведения о достижении утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др.);
- Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности (сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов, потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов и др.);
- Разработка перечня индивидуальных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
По результатам проведенного энергетического обследования составляется Отчет и Энергетический паспорт (в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2010г. N 182 Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования») документ, ради которого и заключается 80% договоров на энергоаудит.
Энергетический паспорт должен содержать следующую обязательную информацию:
- Об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
- по балансам электрической и тепловой энергии и их изменениях;
- по балансам потребления котельно-печного топлива, видов моторного топлива и их изменениях,
- об использовании вторичных энергетических ресурсов, альтернативных (местных) топлив и возобновляемых источников энергии;
- О показателях энергетической эффективности;
- О величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
- О потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
- О перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Следует помнить, что отчет и энергетический паспорт является отправной точкой для формирования программ энергосбережения, что немаловажно для компаний подпадающих под тарифное регулирование (например, электросетевые компании), т.к. не представление в регулирующие органы программы энергосбережения – чревато.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности. В связи с чем, нормативы технологического расхода (потерь) электрической энергии рассчитываются и утверждаются в Минэнерго России только на первый год долгосрочного периода регулирования. В последующие годы долгосрочного периода регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется с учетом темпов ее снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае ее отсутствия норматив потерь понижается на 10% по сравнению с предыдущим периодом и организация существенно теряет в тарифе. Таким образом, грамотно составить программу энергосбережения одна из важных задач для предприятия, с одной стороны не взять на себя повышенные обязательства, с другой обеспечить энергосбережение.
В Таблице № 1 в качестве примера, приведены мероприятия предлагаемые энергоаудиторами, в качестве энергосберегающих.
При этом, экономия от внедрения мероприятий по энергосбережению в 2012г. составит:
- Общая стоимость затрат на внедрение энергосберегающих мероприятий в 2012г. 3,7 млн. руб., в том числе:
- По электроэнергии 1, 23 млн. руб.;
- По тепловой энергии 0,69 млн. руб.;
- По холодной воде 1,20 млн. руб.;
- По организационным мероприятиям 0,58 млн. руб.
- Планируемая экономия от внедрения энергосберегающих мероприятий в 2012г.: 2,04 млн. руб., в том числе:
- По электроэнергии 0,78 млн. руб.;
- По тепловой энергии 0,28 млн. руб.;
- По холодной воде 0,4 млн. руб.;
- По организационным мероприятиям 0,58 млн. руб.
Простой срок окупаемости от внедрения энергосберегающих мероприятий составит 1,5 года.
В Таблице № 2 представлено Планируемое снижение потребления энергетических ресурсов на хозяйственные нужды (электроэнергия, тепло, хвс) по внедряемым мероприятиям в 2012 год.
Не смотря на все это, на практике, большинство организаций не хотят вкладывать деньги в проведение инструментарного энергоаудита, в лучшем случае организации проводят документарный энергоаудит и то только с целью выполнения требований закона о энергосбережении. Между тем, грамотно проведенный энергоаудит, позволяет не только сократить расходы организации на энергоресурсы и снизить потери, а так же позволяет отбить затраты на его проведение в будущем, при выполнение следующих условий:
- Грамотно и качественно проведенный инструментарный энергоаудит;
- Перечень индивидуально оставленных мероприятий с учетом специфики деятельности предприятия;
- Грамотная и своевременная реализация предложенных энергоаудитором мероприятий;
- Личная заинтересованность в результате исполнителей и руководителей ответственных за реализацию данных мероприятий.
Только при соблюдении этих условий, удаться достигнуть, ощутимую экономию энергетических ресурсов предприятия.
Возврат к списку вопросов