6 апреля 2017 г.
С начала этого года на интернет-форумах можно все чаще встретить истории о том, как банки ошибочно списывают у своих клиентов несуществующие долги. Как за последние десять лет изменилась система взыскания задолженности? У каких крупных банков есть соглашения с ФССП, упрощающее процедуру списание денег с должника? Что делать, если у вас списали средства по ошибке?По общему правилу в 2007 году закон дал судебному приставу возможность арестовать средства на счету должника (ст. 81 ФЗ № 229 "Об исполнительном производстве"). Если реквизиты неизвестны, то пристав выносит постановление о розыске счетов и направляет его для исполнения в банки. Значительным прорывом в системе списания долгов стал механизм электронного документооборота и электронной подписи, который появился в 2011 году. Тогда ФССП разработала типовое соглашение с банками, позволяющее отправлять запросы о списании средств в электронном виде. С тех пор кредитные организации и приставы могут обмениваться информацией c помощью специальной программы через выделенный интернет-канал. Одним из первых такой типовой договор о сотрудничестве с приставами подписал Сбербанк еще в декабре 2011 года. Как сообщила пресс-служба ФССП нашему изданию, к концу марта 2017 года уже 109 кредитных организаций заключили соглашения об электронном документообороте с ведомством (прим. ред. – 15 из них в 2016 году).
На практике упомянутая система функционирует следующим образом: банк списывает деньги со счета должника, а на телефон клиента приходит СМС о том, за что с него взыскали средства. По словам начальника отдела организации работы по реализации имущества должников УФССП по Санкт-Петербургу Веры Ивановой такая схема многим гражданам должна быть даже выгодна: "Хотите не думать о небольших задолженностях, откройте карточку в Сбербанке, ВТБ24 или другом банке, сотрудничающем с ФССП России. Долги будут оперативно списываться".