Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Версия для печати

Законопроекты о порядке рассмотрения дел апелляционными и кассационными судами общей юрисдикции готовы к внесению в Госдуму

25 июня 2018 г.




Верховный Суд Российской Федерации разработал шесть законопроектов, направленных на обеспечение деятельности таких новых для российской судебной системы судов, как апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Напомним, первое чтение законопроекта1, предполагающего их создание, состоялось16 февраля. Постановления о внесении в Госдуму указанного пакета проектов были приняты на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ.

Стоит отметить, что законопроекты предполагают не только закрепление в процессуальном законодательстве полномочий таких обособленных судов, но и корректировку порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб и представлений в принципе. Например, планируется установить, что все кассационные жалобы или представления, поданные на вступившие в законную силу судебные акты по гражданским или административным делам в кассационный суд общей юрисдикции, передаются для рассмотрения в судебном заседании. Тем самым будет отменен действующий в настоящее время в областных и равных им судах механизм изучения судьей поступивших жалобы или представления с целью принятия решения о передаче или отказе в передаче для рассмотрения в судебном заседании (ст. 381 Гражданского процессуального кодекса, ст. 323 Кодекса административного судопроизводства). "Процедура рассмотрения всех кассационных жалоб в судебном заседании давно работает в арбитражных судах округов, которые являются кассационными инстанциями, и она зарекомендовала себя положительно", – отметил, представляя проект поправок в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ [их предлагается включить в текст принятого в первом чтении законопроекта о реформе процессуального законодательства], председатель Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Василий Нечаев. Он также обратил внимание на то, что документ предполагает возможность обжалования в кассационном порядке в судебных коллегиях ВС РФ вступивших в законную силу решений областных и равных им судов.

Так называемую сплошную кассацию предполагается ввести и в уголовный процесс – при обжаловании итоговых судебных решений судов первой инстанции и апелляционных приговоров. "Это означает, что вопрос о передаче дела на рассмотрение суда кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий соответствующего суда. Согласно поправкам отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению. То есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу аналогичен производству в суде апелляционной инстанции", – пояснил в ходе представления проекта о внесении изменений в УПК РФ председатель Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ Владимир Давыдов.

Кроме того, предлагается предусмотреть возможность обжалования в ВС РФ в действующем сейчас кассационном порядке (ст. 401.7 УПК РФ) судебных актов кассационных судов общей юрисдикции, принятых по итогам рассмотрения дел об оспаривании решений мировых судей, районных судов, апелляционных приговоров, определений и постановлений областных и равных им судов. При этом кассационные жалобы на решения, вынесенные областными и равными им судами в качестве суда первой инстанции, должны будут направляться, согласно предлагаемым поправкам, не в кассационный суд общей юрисдикции, а сразу в ВС РФ. По словам Владимира Давыдова, данное предложение призвано гарантировать разумный срок судопроизводства по указанным делам, поскольку в связи со сложностью (а именно ею обусловлено изначальное отнесение этих дел к ведению областных и равных им судов) рассмотрение их является очень продолжительным.

В то же время для промежуточных судебных решений, то есть тех, которыми дело не разрешается по существу, предусматривается сохранение действующего в настоящее время порядка кассационного обжалования.

В КоАП предполагается внести поправки, обеспечивающие переход полномочий по рассмотрению жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях от председателей областных и равных им судов и их заместителей к председателям, заместителям председателей и судьям кассационных судов общей юрисдикции и кассационных военных судов (изменения будут внесены в ст. 30.13 КоАП РФ).

Два законопроекта посвящены созданию апелляционного и кассационного военных судов и изменению в связи с этим организационной структуры военных судов.

Последним из подготовленного ВС РФ пакета законопроектов проектом определяется правовой статус судей вновь создаваемых обособленных апелляционных и кассационных судов – аналогичный статусу судей областных и равных им судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов округов, а также нормы представительства этих судей в органах судейского сообщества.

Перечисленные поправки, по задумке разработчика законопроектов, должны вступить в силу с 1 июля 2019 года.

Источник: Гарант.ру