19 июля 2011 г.
На официальном сайте Минфин России опубликовал проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период (http://www.minfin.ru/ru/).
Кроме подведения итогов налоговой политики за текущий налоговый период 2011 года, ведомство обнародовало анализ действующего уровня налоговой нагрузки в российской экономике в сопоставимости с аналогичными показателями в различных странах.
Несмотря на то, что существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, Минфин России планирует в целях поддержания сбалансированности бюджетной системы при дефиците федерального бюджета достичь постепенного увеличения доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. Следовательно, создавая благоприятный инвестиционный климат и сохраняя уровень расходов в социальной сфере, финансовое ведомство не планирует сокращать налоговую нагрузку на субъекты экономической деятельности, не составляющие часть нефтяного (сырьевого и перерабатывающего) сектора.
К мерам налоговой политики будущего периода Минфин России относит следующее:
При этом в первую очередь планируется смещение акцентов и увеличение налогового бремени на потребление, ренту, возникающую при добыче природных ресурсов, а также переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества и сокращению налоговых льгот.
Законодательная деятельность в 2012 г. продолжится по таким направлениям, как налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала, мониторинг эффективности налоговых льгот, акцизное налогообложение, совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами, финансовыми операциями, налог прибыль организаций, налогообложение природных ресурсов, совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, введение налога на недвижимость, налоговое администрирование.
1. Одним из основных направлений налогового стимулирования станет снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Планируется снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.
Для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, совокупный тариф в 2012 году, составит 20 % от суммы выплат на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), и одновременно будет установлен тариф в размере 7 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.
Это может привести к замедлению темпа рост заработной платы или возвращению к «серым зарплатным схемам».
2. Изменения в порядке применения льгот при налогообложении.
При перераспределении страховых взносов между работником и работодателем, повышении налоговой нагрузки при налогообложении недвижимости, особое внимание привлекает вопрос оптимизации налоговых льгот, в частности по региональным и местным налогам (транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
Правда, в то же время финансовое ведомство уточняет, что в ближайшее время ряд наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций (в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) будет сохранен с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов.
Планируется не только создать систему мониторинга существующих льгот, но и оценить результативность их действия.
Таким образом, Минфин России хочет увеличить доходную часть бюджета, ликвидировав неэффективные стимулирующие механизмы, в целом невостребованные налогоплательщиками налоговые освобождения и преимущества.
Это, по мнению ведомства, позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.
3. Изменения в налогообложении прибыли.
Планируется уточнить порядок налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законом, закрепив порядок признания дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат: - дата передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества; - дата реализации недвижимого имущества.
Кроме того, предполагается уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.
При окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.
В связи с этим необходимо внесение изменения в статью 266 НК РФ о том, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в случаях: