19.05.2011
В настоящий момент значительное число тарифов (цен), как в энергетике, так и в коммунальной сфере подлежит государственному регулированию и контролю. Поставщики данных товаров (услуг) осуществляют регулируемые виды деятельности, подпадающие под действия следующих законов:
• федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (государственное регулирование в сфере электроэнергетики);
• федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (государственное регулирование в сфере теплоснабжения);
• федеральный законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (государственное регулирование в коммунальной сфере).
В соответствии с этими законами регулированию подлежат следующие тарифы:
1. В сфере электроэнергетики.
1.1. На оптовом рынке:
• цены (тарифы) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую энергию;
• цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей):
• цены (тарифы) или предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка;
• надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
• надбавка к цене на мощность и/или к равновесной цене на электрическую энергию, установленная и применяемая в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации стоимости мощности и/или электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов.
1.2. На розничном рынке:
• цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях;
• цены (тарифы) и предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
• цены (тарифы) и предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
• сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
• цены (тарифы) или предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
1.3. Кроме того, государственному регулированию на оптовом и розничных рынках подлежат:
• цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций;
• цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора;
• цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;
• цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
• цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и/или максимальный) уровни таких цен (тарифов).
• плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и/или стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
2. В сфере теплоэнергетики.
• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
• тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и/или максимальным) уровнями указанных тарифов;
• тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и/или максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
• тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
• тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
• плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
• плата за подключение к системе теплоснабжения.
3. В сфере коммунального комплекса (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»).
2.1. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
• на холодную воду;
• на горячую воду;
• на водоотведение;
• на очистку сточных вод;
• на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
2.2. Тарифы на подключение организаций коммунального комплекса к системе коммунальной инфраструктуры:
• к системе холодного водоснабжения;
• к системе горячего водоснабжения;
• к системе водоотведения;
• к объекту очистки сточных вод;
• к системе теплоснабжения.
2.3 Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, а также на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
• надбавки к тарифам на холодную воду;
• надбавки к тарифам на горячую воду;
• надбавки к тарифам на водоотведение;
• надбавки к тарифам на очистку сточных вод;
• надбавки к тарифам на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;
• надбавки к тарифам на тепловую энергию;
• надбавки к тарифам на передачу тепловой энергии;
• надбавки к ценам (тарифам) на холодную воду для потребителей;
• надбавки к ценам (тарифам) на горячую воду для потребителей;
• надбавки к ценам (тарифам) на водоотведение для потребителей;
• надбавки к ценам (тарифам) на очистку сточных вод для потребителей;
• надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей;
• надбавки к ценам (тарифам) на тепловую энергию для потребителей.
Органы государственного регулирования тарифов (цен) в энергетике и коммунальной сфере:
1) Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов – Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России, официальный сайт - www.fstrf.ru) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам» устанавливает следующие тарифы (цены):
• цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности;
• цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности в электроэнергетике;
• плату за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и/или стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы;
• тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и/или максимальный) уровни, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям;
• тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на указанные услуги в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;
• размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;
• тарифы или их предельные (минимальный и/или максимальный) уровни на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности), за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым ценам в объеме и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ;
• предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам (тарифам); • предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, в том числе производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельные уровни тарифов для населения;
• предельные максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи на регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год;
• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию.
2) Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают следующие тарифы (цены):
• регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах РФ, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
• регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны, гарантирующими поставщиками в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
• тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) на указанную тепловую энергию;
• тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней тарифов на тепловую энергию;
• сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
• регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничные рынки;
• тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным ФСТ России и надбавок для соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
3) Органы местного самоуправления устанавливают следующие тарифы (цены):
• надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования;
• тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
• тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Государство, осуществляя регулирование тарифов (цен), преследует следующие цели:
• достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров (услуг) и эффективное функционирование поставщиков товаров (услуг);
• обеспечение экономической обоснованности расходов поставщиков товаров (услуг);
• обеспечение доступности товаров (услуг) для потребителей и защита их прав;
• создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и надежного функционирования организаций электроэнергетики, теплоэнергетики, коммунального комплекса;
• стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями электроэнергетики, теплоэнергетики, коммунального комплекса;
• обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность и представляющие в органы государственного регулирования предложения об установлении тарифов (цен) заинтересованы в увеличении данных тарифов (цен) с целью получения дополнительных денежных средств. В тоже время, регулирующие органы должны обеспечить установление тарифов (цен) на уровне, не превышающем их экономическую обоснованность и не нарушающем интересы потребителей.
Разрешение указанных противоречий относится к числу основных функций регулирующих органов, при этом принятие обоснованных решений во многих случаях требует привлечения высококвалифицированных специалистов или экспертных организаций, заключения которых позволяют обеспечить максимальную объективность в решении вопросов тарифообразования.
Эксперты (специалисты или организации) должны помочь органам государственного регулирования найти «золотую середину», позволяющую обеспечить как бесперебойное функционирование организаций – поставщиков, так и снабжение потребителей качественными товарами (услугами) по доступным тарифам (ценам).
Решение данной задачи - дело в большинстве случаев не простое. Это можно продемонстрировать на следующем примере.
В соответствии с действующим законодательством, часть затрат, подлежащих включению в тариф, рассчитывается по нормативам, другая часть - по факту осуществления затрат в предыдущем периоде регулирования. В этом случае вновь созданные организации, а также предприятия, не осуществлявшие в предыдущем периоде регулирования данные затраты, сталкиваются с проблемой планирования и обоснования затрат при формировании тарифной заявки. Органы регулирования не всегда считают обоснованным включение в тариф затрат, планируемых предприятием, но не осуществлявшихся в предшествующий период. Вместо этого регулируемым организациям предлагается включение данных затрат в расчет тарифа на следующий период (как выпадающих доходов).
Такой способ решения вопроса далеко не всегда является приемлемым для регулируемых организаций. Многие из них не располагают в текущем периоде средствами для финансирования планируемых мероприятий. Возмещение затрат на данные мероприятия в последующий период (за счет выпадающих доходов) в этой связи является неприемлемым. В результате многие организации не могут быть удовлетворены величиной установленного регулирующим органом тарифа. В этом случае существует три пути развития событий.
Путь первый - оставить все как есть. Большинство организаций выбирают именно этот путь, так как портить отношения с регулирующим органом (в котором предстоит и в последующем утверждать тариф) дело трудное и неблагодарное. Взвесив все затраты (финансовые, административно-хозяйственные и моральные), организация вынуждена смириться с установленным тарифом.
Путь второй – подать в ФСТ России заявление о разногласиях в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на услуги организаций коммунального комплекса. Порядок подачи таких заявлений изложен в информационном письме ФСТ России от 10.12.2010 № ЕП-9942/14.
Путь третий – подать исковое заявление в суд с целью урегулирования разногласий по спорным статьям затрат. Часто ключевую роль в разрешении конфликтов между органами регулирования и субъектами регулирования играют независимые экспертные организации (эксперты), которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть привлечены любой из сторон для подготовки заключений по спорным вопросам. Экспертные организации (эксперты) должны иметь специальные познания, опыт в соответствующей сфере и быть аккредитованы в установленном Правительством РФ порядке.
Возможность привлечения экспертных организаций (экспертов) установлена в следующих законах и нормативных актах:
1) Федеральный закон от 22.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
2) Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
3) Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;
4) Приказ ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)».
При этом, к экспертным организациям в соответствии с Постановлением Правительства №689 от 20.08.2009 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» предъявляются следующие требования для получения аккредитации:
• наличие находящихся в собственности или на ином законном основании помещений, сооружений, приборов, иного оборудования и оснащения, необходимых для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю и отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
• наличие в штате не менее 5 специалистов, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее 5 лет;
• наличие нормативных правовых актов, нормативных, технических и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля; • не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, и не являться аффилированным лицом проверяемых лиц.
Аккредитация осуществляется:
• федеральными органами исполнительной власти;
• органами исполнительной власти субъектов РФ;
• органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля Органы регулирования выдают экспертным организациям документ об аккредитации, ведут реестр аккредитованных экспертных организаций, привлекают их к проведению энергетических экспертиз тарифов (цен) в сфере энергетики и коммунального комплекса. Полученная экспертной организацией аккредитация является подтверждением высокого профессионального уровня и гарантирует качество оказываемых услуг. В данном случае гарантом качества оказываемых услуг является орган, выдавший аккредитацию.
Несмотря на то, что в законодательстве закреплена необходимость аккредитации экспертных организаций (в соответствии с федеральным законом от 22.12.2008 №294-ФЗ), органы по аккредитации зачастую отказывают в этом. Например, большинство органов исполнительной власти субъектов РФ (Региональные энергетические комиссии, Комитеты по тарифам и т.п.) до сегодняшнего момента аккредитацию не осуществляют, несмотря на многочисленные обращения по этому поводу экспертных организаций. Другие – отказывают в аккредитации экспертным организациям на основании их территориального расположения, т.е. если компания зарегистрирована в другом регионе – аккредитацию она не получит, что является нарушением прав экспертных организаций.
Во многих случаях услуги экспертных организаций востребованы также при судебных разбирательствах в отношении тарифообразования и тарифоприменения. Суд привлекает экспертную организацию с целью принятия обоснованного и законного решения.
В заключении, хотелось отметить, что благодаря проведению экспертизы возможно решить ряд сложнейших задач, таких как:
• оценка достоверности представляемых субъектами регулирования данных, приведенных в предложениях по установлению тарифов (цен);
• анализ динамики доходов и расходов организации;
• оценка финансового состояния и уровня технического оснащения организации;
• обоснование объемов реализации товаров (услуг), участвующих в расчете тарифов;
• экономическое обоснование затрат производственного и непроизводственного характера (по статьям расходов) и величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;
• расчет размера и обоснование тарифа;
• определение внутренних резервов повышения эффективности производства товаров (оказания услуг).
Таким образом, экспертиза делает процесс формирования тарифов (цен) прозрачным, что гарантирует потребителям товаров (услуг) защиту от необоснованного повышения тарифов (цен).
Авторы: Исаева Т.В. и Харитонова Т.В.
Группа Компаний «Юрэнерго»