Наш девиз:
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний старший
Версия для печати

Журнал ЖКХ №5 от 19.05.2011 г. "Тарифы и инвестиции"

19.05.2011

В настоящий момент значительное число тарифов (цен), как в энергетике, так и в коммунальной сфере подлежит государственному регулированию и контролю. Поставщики данных товаров (услуг) осуществляют регулируемые виды деятельности, подпадающие под действия следующих законов:

• федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (государственное регулирование в сфере электроэнергетики);

• федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (государственное регулирование в сфере теплоснабжения);

• федеральный законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (государственное регулирование в коммунальной сфере).

В соответствии с этими законами регулированию подлежат следующие тарифы:

1. В сфере электроэнергетики.

1.1. На оптовом рынке:

• цены (тарифы) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую энергию;

• цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей):

• цены (тарифы) или предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка;

• надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;

• надбавка к цене на мощность и/или к равновесной цене на электрическую энергию, установленная и применяемая в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации стоимости мощности и/или электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов.

1.2. На розничном рынке:

• цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях;

• цены (тарифы) и предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

• цены (тарифы) и предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;

• сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;

• цены (тарифы) или предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

1.3. Кроме того, государственному регулированию на оптовом и розничных рынках подлежат:

 

• цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций;

• цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора;

• цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;

• цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;

• цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и/или максимальный) уровни таких цен (тарифов).

• плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и/или стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

2. В сфере теплоэнергетики.

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

• тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и/или максимальным) уровнями указанных тарифов;

• тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и/или максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

• тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

• тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

• плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

• плата за подключение к системе теплоснабжения.

3. В сфере коммунального комплекса (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»).

2.1. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса:

• на холодную воду;

• на горячую воду;

• на водоотведение;

• на очистку сточных вод;

• на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

2.2. Тарифы на подключение организаций коммунального комплекса к системе коммунальной инфраструктуры:

• к системе холодного водоснабжения;

• к системе горячего водоснабжения;

• к системе водоотведения;

• к объекту очистки сточных вод;

• к системе теплоснабжения.

2.3 Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, а также на товары и услуги организаций коммунального комплекса:

• надбавки к тарифам на холодную воду;

• надбавки к тарифам на горячую воду;

• надбавки к тарифам на водоотведение;

• надбавки к тарифам на очистку сточных вод;

• надбавки к тарифам на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;

• надбавки к тарифам на тепловую энергию;

• надбавки к тарифам на передачу тепловой энергии;

• надбавки к ценам (тарифам) на холодную воду для потребителей;

• надбавки к ценам (тарифам) на горячую воду для потребителей;

• надбавки к ценам (тарифам) на водоотведение для потребителей;

• надбавки к ценам (тарифам) на очистку сточных вод для потребителей;

• надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей;

• надбавки к ценам (тарифам) на тепловую энергию для потребителей.

Органы государственного регулирования тарифов (цен) в энергетике и коммунальной сфере:

1) Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов – Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России, официальный сайт - www.fstrf.ru) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам» устанавливает следующие тарифы (цены):

• цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности;

• цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности в электроэнергетике;

• плату за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и/или стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы;

• тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и/или максимальный) уровни, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям;

• тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на указанные услуги в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;

• размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;

• тарифы или их предельные (минимальный и/или максимальный) уровни на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности), за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым ценам в объеме и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ;

• предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам (тарифам); • предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, в том числе производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельные уровни тарифов для населения;

• предельные максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи на регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год;

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни цен (тарифов) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию.

2) Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают следующие тарифы (цены):

• регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах РФ, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);

• регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны, гарантирующими поставщиками в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);

• тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) на указанную тепловую энергию;

• тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и/или максимальных уровней тарифов на тепловую энергию;

• сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;

• регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничные рынки;

• тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным ФСТ России и надбавок для соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

 

3) Органы местного самоуправления устанавливают следующие тарифы (цены):

• надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования;

• тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;

• тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

Государство, осуществляя регулирование тарифов (цен), преследует следующие цели:

• достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров (услуг) и эффективное функционирование поставщиков товаров (услуг);

• обеспечение экономической обоснованности расходов поставщиков товаров (услуг);

• обеспечение доступности товаров (услуг) для потребителей и защита их прав;

• создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и надежного функционирования организаций электроэнергетики, теплоэнергетики, коммунального комплекса;

• стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями электроэнергетики, теплоэнергетики, коммунального комплекса;

• обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность и представляющие в органы государственного регулирования предложения об установлении тарифов (цен) заинтересованы в увеличении данных тарифов (цен) с целью получения дополнительных денежных средств. В тоже время, регулирующие органы должны обеспечить установление тарифов (цен) на уровне, не превышающем их экономическую обоснованность и не нарушающем интересы потребителей.

Разрешение указанных противоречий относится к числу основных функций регулирующих органов, при этом принятие обоснованных решений во многих случаях требует привлечения высококвалифицированных специалистов или экспертных организаций, заключения которых позволяют обеспечить максимальную объективность в решении вопросов тарифообразования.

Эксперты (специалисты или организации) должны помочь органам государственного регулирования найти «золотую середину», позволяющую обеспечить как бесперебойное функционирование организаций – поставщиков, так и снабжение потребителей качественными товарами (услугами) по доступным тарифам (ценам).

Решение данной задачи - дело в большинстве случаев не простое. Это можно продемонстрировать на следующем примере.

В соответствии с действующим законодательством, часть затрат, подлежащих включению в тариф, рассчитывается по нормативам, другая часть - по факту осуществления затрат в предыдущем периоде регулирования. В этом случае вновь созданные организации, а также предприятия, не осуществлявшие в предыдущем периоде регулирования данные затраты, сталкиваются с проблемой планирования и обоснования затрат при формировании тарифной заявки. Органы регулирования не всегда считают обоснованным включение в тариф затрат, планируемых предприятием, но не осуществлявшихся в предшествующий период. Вместо этого регулируемым организациям предлагается включение данных затрат в расчет тарифа на следующий период (как выпадающих доходов).

Такой способ решения вопроса далеко не всегда является приемлемым для регулируемых организаций. Многие из них не располагают в текущем периоде средствами для финансирования планируемых мероприятий. Возмещение затрат на данные мероприятия в последующий период (за счет выпадающих доходов) в этой связи является неприемлемым. В результате многие организации не могут быть удовлетворены величиной установленного регулирующим органом тарифа. В этом случае существует три пути развития событий.

Путь первый - оставить все как есть. Большинство организаций выбирают именно этот путь, так как портить отношения с регулирующим органом (в котором предстоит и в последующем утверждать тариф) дело трудное и неблагодарное. Взвесив все затраты (финансовые, административно-хозяйственные и моральные), организация вынуждена смириться с установленным тарифом.

Путь второй – подать в ФСТ России заявление о разногласиях в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на услуги организаций коммунального комплекса. Порядок подачи таких заявлений изложен в информационном письме ФСТ России от 10.12.2010 № ЕП-9942/14.

Путь третий – подать исковое заявление в суд с целью урегулирования разногласий по спорным статьям затрат. Часто ключевую роль в разрешении конфликтов между органами регулирования и субъектами регулирования играют независимые экспертные организации (эксперты), которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть привлечены любой из сторон для подготовки заключений по спорным вопросам. Экспертные организации (эксперты) должны иметь специальные познания, опыт в соответствующей сфере и быть аккредитованы в установленном Правительством РФ порядке.

Возможность привлечения экспертных организаций (экспертов) установлена в следующих законах и нормативных актах:

1) Федеральный закон от 22.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

3) Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

4) Приказ ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)».

При этом, к экспертным организациям в соответствии с Постановлением Правительства №689 от 20.08.2009 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» предъявляются следующие требования для получения аккредитации:

• наличие находящихся в собственности или на ином законном основании помещений, сооружений, приборов, иного оборудования и оснащения, необходимых для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю и отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;

• наличие в штате не менее 5 специалистов, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее 5 лет;

• наличие нормативных правовых актов, нормативных, технических и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля; • не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, и не являться аффилированным лицом проверяемых лиц.

 

Аккредитация осуществляется:

• федеральными органами исполнительной власти;

• органами исполнительной власти субъектов РФ;

• органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля Органы регулирования выдают экспертным организациям документ об аккредитации, ведут реестр аккредитованных экспертных организаций, привлекают их к проведению энергетических экспертиз тарифов (цен) в сфере энергетики и коммунального комплекса. Полученная экспертной организацией аккредитация является подтверждением высокого профессионального уровня и гарантирует качество оказываемых услуг. В данном случае гарантом качества оказываемых услуг является орган, выдавший аккредитацию.

Несмотря на то, что в законодательстве закреплена необходимость аккредитации экспертных организаций (в соответствии с федеральным законом от 22.12.2008 №294-ФЗ), органы по аккредитации зачастую отказывают в этом. Например, большинство органов исполнительной власти субъектов РФ (Региональные энергетические комиссии, Комитеты по тарифам и т.п.) до сегодняшнего момента аккредитацию не осуществляют, несмотря на многочисленные обращения по этому поводу экспертных организаций. Другие – отказывают в аккредитации экспертным организациям на основании их территориального расположения, т.е. если компания зарегистрирована в другом регионе – аккредитацию она не получит, что является нарушением прав экспертных организаций.

Во многих случаях услуги экспертных организаций востребованы также при судебных разбирательствах в отношении тарифообразования и тарифоприменения. Суд привлекает экспертную организацию с целью принятия обоснованного и законного решения.

В заключении, хотелось отметить, что благодаря проведению экспертизы возможно решить ряд сложнейших задач, таких как:

• оценка достоверности представляемых субъектами регулирования данных, приведенных в предложениях по установлению тарифов (цен);

• анализ динамики доходов и расходов организации;

• оценка финансового состояния и уровня технического оснащения организации;

• обоснование объемов реализации товаров (услуг), участвующих в расчете тарифов;

• экономическое обоснование затрат производственного и непроизводственного характера (по статьям расходов) и величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;

• расчет размера и обоснование тарифа;

• определение внутренних резервов повышения эффективности производства товаров (оказания услуг).

Таким образом, экспертиза делает процесс формирования тарифов (цен) прозрачным, что гарантирует потребителям товаров (услуг) защиту от необоснованного повышения тарифов (цен).

Авторы: Исаева Т.В. и Харитонова Т.В.

Группа Компаний «Юрэнерго»